Евгений Кудрявцев (travel54) wrote,
Евгений Кудрявцев
travel54

Categories:

Казахстан

13 августа, понедельник



Казахстан

До границы оставалось 38,7 км. Через семь километров после места ночевки – предпоследний Китайский городок, пылища и мусор, грязные помойки и пожелтевшие от времени вывески магазинов. Ранним утром сразу после восхода солнца возле дороги на зарядку собирались пенсионеры и люди средних лет. Невдалеке дымил крупный алюминиевый завод, вывески предприятий продублированы кириллицей – чувствуется близость Казахстана и России.


От развилки трасс G218 и G312 – две параллельные дороги: платная и бесплатная. Мы случайно выехали на платную трассу, так как не видели свертка на бесплатную, и, чтобы нас не оштрафовали и не арестовали, пришлось искать дыру в заборе и возвращаться на бесплатную дорогу.

Хоргос – крупный приграничный город. Китайцы сделали всё, чтобы пустить пыль в глаза иностранцам: выстроены массивные здания из стекла и бетона, вдоль дороги разбиты прекрасные парки в национальном стиле, трасса вычищена и чуть ли не вылизана. Видеть всё это смешно, если знать, в каком состоянии находятся поселки и города в глубине страны.
Хоргос
КПП находится на краю города, рядом с границей – крупный торгово-экономический комплекс «Хоргос». Повсюду ведется снос ветхих строений и быстрый рост новых.

К границе мы подъехали до ее открытия. КПП начинает работу в 9 утра по местному времени (в 11 по Пекинскому). Перед воротами – десяток китайцев, радостно фотографирующихся на рубеже Родины. Радости – полные штаны. Граница открылась, людской поток хлынул в здание и выстроился в очередь. Большинство людей – непонятные туристы и челноки из Алматы или Киргизии. С самого утра перед воротами стояло два пассажирских автобуса, поэтому чтобы как можно быстрее пройти границу, приезжать к ней лучше заранее. Обе стороны границы (и Китайская, и Казахстанская) были пройдены моментально. На Китайской стороне пришлось заполнить миграционную карту и подождать, пока данные с чипа загранпаспорта высветятся на табло перед пограничником. Сотрудники КПП вежливы и владеют русским языком. Когда мы проходили проверку, один из таможенников, подбежал с фотоаппаратом и начал нас снимать. После проверки он позвал нас в сторонку, приставил к нам двух своих коллег и сфотографировал всех пятерых. Неизвестно, зачем. Может, повесят снимки на какой-нибудь стенд...

Дорога от Китайской таможни до Казахской делала семикилометровую петлю в виде буквы «п». Первый Казахский пограничник, Александр Андреевич, был на год моложе меня, он долго и с интересом расспрашивал нас о походе. Вся проверка заняла не больше десяти минут: заполнили миграционные карточки и вышли в Казахстан. Вещи именно у нас не проверяли, зато челноков и туристов просвечивали сканерами и прогоняли сквозь металлоискатель. Сразу после КПП Серёжа решил завершить поход, он хотел съездить автостопом в Алмату и оттуда на поезде добраться до родного Междуреченска.

Асфальт, которым нас встретил Казахстан, был ужасно разбитым. В Китае за такой асфальт ответственных людей могут и казнить, а вот в России и в Казахстане волнистый и ухабистый асфальт – почти норма. Вдоль дороги росли яблони, мы остановились, набрали яблок и двинулись дальше. До ближайшей деревни Пиджим ехали под горку, затем до Жаркента дорога скакала по ямам и пригоркам.

79.6. Жаркент (Панфилов). В городе есть нормальная мобильная связь – ловит Билайн и Теле 2. Обменяли оставшиеся юани на теньге, закупились продуктами на остаток пути и свернули к известной достопримечательности города – красивой деревянной мечети 1895 года постройки.
Вход на территорию мечети, само здание из-за забора видно плохо

99.0. Крупный поселок Коктал. Купили мороженое, свежие овощи для ужина и холодный лимонад.

100.4. Поворот направо в сторону хребта Кояндытау. Еще во время перехода Киргизско-Китайской границы у нас отобрали все карты маршрута по Казахстану. Мы двигались опираясь на показания навигатора, не зная, какие горы и реки нас окружали, не зная того, что ждало нас впереди. В Китае двигаться без карты было вполне удобно, но в Казахстане маршрут был проложен таким образом, что без карты было не обойтись. Мы двигались в сторону курорта Коктал-Арасан, оттуда мы планировали пройти по ущелью и выйти на трассу в сторону перевала Уйгентас, Коксу и Талдыкургана. В районе Коктала было невероятно жарко, на солнце воздух разогревался до +44°С. Вечером мы проехали село Аулиеагаш и встали на ночевку возле реки в паре километров до Коктал-Арасана. Река была обалденная – теплая и чистая, купались весь вечер.

Vсред=19,6 км/ч, t=6:09, S=120,7 км. tутро+19°С, tдень+38°С, ясно. Высота ночевки 952 м.

14 августа, вторник

Поднялись по асфальтированной дороге к курорту Коктал-Арасан, проехали мимо обветшалых зданий с сонными отдыхающими, перелезли через забор и оказались в диком ущелье с одной единственной тропой, возвышавшейся над бурной речкой Борохудзир.
Начало тропы
Никаких карт у нас не было, шли на удачу, в качестве ориентира использовали точку в навигаторе, которая обозначала ближайший поселок Кейтын. Заблудиться было невозможно – река одна. Внутри своего ущелья река петляла очень сильно, поэтому мы переходили реку вброд целых восемь раз. Течение сильное, глубина по колено и выше.
Борохудзир Один из бродов
Между бродами мы поднимались по тропе высоко наверх и снова спускались к реке. Тропа то терялась в густом кустарнике, то появлялась вновь, вокруг было довольно много мусора и конского навоза, значит, туристы здесь не редкость.

В ущелье зрели шиповник и ежевика, мелкие яблоки уже стали опадать, и мы собирали их прямо с травы. Пройдя около трёх километров вдоль реки, мы уперлись в каменный завал, за которым начинались непроходимые заросли цепкого кустарника вперемежку с валунами. Каменный завал на месте, где мы остановились, преграждал путь воде и образовывал небольшой водопад. N 44.34720 E 079.77880.
Тупик
Красноватые камни были гладко обтесаны водой, между камней была глубокая заводь, в которой плавали рыболовные снасти. Пообедав возле водопада, мы вернулись в Коктал-Арасан, заново пройдя все восемь бродов. Тропа вдоль реки Борохудзир настолько же сложная и интересная, как тропа вдоль Кашка-Суу, по которой мы прошли почти месяцем ранее по дороге на Дамджайлоо в Киргизии.
На обратном пути

34.6. Коктал. Трасса А353 «Коктал-Сарыозек». Мы знали, что где-то возле Коктала есть нормальная объездная дорога в Коксу и Талды-Курган, но без карты мы не смогли найти ее начало, поэтому решили изменить маршрут и ехать в Сарыозек по прямой трассе. Длина дороги – 178 км, это расстояние можно было проехать за два дня, мы рассчитывали, что финишный отрезок будет легким, и пройдем мы его без особых усилий. Но не тут-то было. На выезде из Коктальского «оазиса» началась голая степь, вместе с этим последовал плавный подъем, и подул встречный ветерок. В степи было невероятно жарко, воздух разогрелся до +44°С, ветер был горячим и не спасал от жары. Все реки в степи были «мертвы», освежиться водой было невозможно, и мы питались надеждой, что вот-вот за холмом появится бурная река. Перед селом Койбын (само село с дороги не видно) начался подъем на небольшую гряду, дорога проходила сквозь красивые желтые скалы. Длина подъема – 2 км, никакого спуска с гряды не было.
На подъеме Красивые скалы в районе с.Койбын
Село Койбын стоит на реке, которая протекала за подъемом. Река была очень мелкая, по берегам пасся скот, поэтому воду набирать мы не стали. Чтобы добыть воды, мы остановили встречный джип. Нам дали бутылку Сарыагаша и сказали, что через 8-10 км возле дороги будет источник с питьевой водой. Действительно, через восемь километров показался дорожный знак, указывавший на родник справа от дороги. Вода прохладная и чистая. Перед родником проехали резкий пятикилометровый подъем. Силы кончились, нужно было искать место для стоянки. Палатку поставили рядом с фермой возле дороги через три километра после родника.
Место ночевки
Сразу же к нам подъехали дети на лошади, потом появился их сосед, русский дядя с двумя умными пастушьими собаками, мы попросили молока, и уже после заката нам привезли литр парного.
Закат

Vсред=13 км/ч, t=5:43, S=75 км. tутро+21°С, tдень+35°С, ясно. Высота ночевки 1289 м.

15 августа, среда

Утром обнаружил прокол заднего колеса. В Коныролене все спали, магазины и столовая были закрыты. За Коныроленом последовал длиннющий 40-километровый спуск, после него – подъем на перевал Алтынэмель высотой 1706 м. Дорога полностью асфальтирована, длина подъема – 17,5 км, плавный набор начинается после поселка Басши. От Басши длинная прямая уходит в сторону гор и сворачивает направо, там уклон резко усиливается, и через девять километров следует спуск.
Подъем на Алтынэмель
Спуск с перевала длился около 38 км, и на прямой, когда Сарыозек уже было видно невооруженным глазом, дорога начала прыгать и выбивать из нас последние силы. Прыгуны тянулись 15 километров, по дороге мы встретили мотоциклистов из Екатеринбурга, Андрея и Алёну, они ехали с Чарынского каньона в Алматы. Ребята поделились водой, которая у нас почти закончилась. В нескольких километрах перед Сарыозеком на дороге лежал свежий асфальт, присыпанный соломой. Колеса вязли в этом асфальтовом навозе, выжимая из нас последние соки. На последнем подъеме перед Сарыозеком сердце бешено колотилось, ноги гудели и уже отказывались крутить педали. И вот – указатель «Сарыозек», спуск, подъем, въезд в город, несколько поворотов – и мы возле ж/д вокзала. Поход завершен!

Vсред=20,5 км/ч, t=6:48, S=139,7 км. tутро+15°С, tдень+33°С, ясно.

Мы финишировали на несколько дней раньше запланированной даты, у нас были билеты на 23 августа, но ждать поезд так долго мы не могли. Нам повезло: в кассе были билеты на вечерний Ташкентский поезд. Билеты стоили очень дорого – за два места в плацкартном вагоне «Узбекские Железные дороги» просили 33 тысячи теньге (билеты в поездах РЖД стоят в полтора раза дешевле). Поезд прибыл поздно вечером, посадка в вагон прошла без проблем, узбекские проводники не были против велосипедов и даже не просили взятки. Чтобы исключить конфликт при посадке в вагон, мы пригласили кассира с вокзала и местного полицейского. Мало ли чего. Но их помощь не понадобилась.

Сели без проблем, но попасть на свои места не удалось – они были заняты (для узбекского поезда это нормально). На наших местах спали женщины, проводник устроил им полностью женское купе с занавесками из одеял. Шустрый проводник подыскал нам другие места, куда мы и улеглись. На следующей станции на Костино место пришла пожилая женщина, в уме которой никак не укладывалось, что ее место может быть кем-то занято. Женщина долго сопротивлялась реалиям узбекского поезда, но и ее проводник поселил в женский «отсек». То, как узбеки проходят Российско-Казахскую границу – отдельный разговор. Узбеки хитрят, прячут вещи, дыни и сухофрукты, чтобы их не изъяла таможня и фитосанитарный контроль. Фрукты запираются в туалете или купе проводников, куда таможенники не заглядывают. После границы узбеки дико праздновали прибытие в Россию. Для проверки на наркотики в тамбуре ставили тазик и ширмочку, из нашего вагона в тамбур вывели двух золотозубых женщин подозрительной наружности, но обе вернулись…

Утром 17 августа мы приехали на вокзал в родной Искитим.

Поломки в походе:

Женя: три прокола, пять сломанных спиц;

Костя: один прокол;

Серёжа: три прокола, люфт в рулевой колонки, раскрутился и исчез болт стойки багажника.

Денежные расходы (на одного человека):

Виза – 3600 руб.

Перелет Новосибирск-Ош – 4200 руб.

Поезд Сарыозек-Искитим – 3500 руб.

Расходы в Кыргызстане – 500 руб.

Китай – 4500 руб.

Казахстан – 500 руб.

Итого: 16800 руб.

Выводы и рекомендации:

Пройден интересный маршрут с разнообразным рельефом и контрастными климатическими условиями – от холодного высокогорья до жарких пустынных и степных участков. Лучший период для похода – с июля по сентябрь, в остальное время на перевалах выше 4000 м может лежать снег. Для прохождения маршрута необходима хорошая физическая подготовка, желателен опыт пеших походов и преодоления водных препятствий. По состоянию на 2012 год, пермиты и другие специальные документы не требуются. Для попадания в Китай необходим загранпаспорт с вклеенной визой, получить которую можно в консульствах и турфирмах в России.

Из снаряжения обязательно нужно иметь спальный мешок с температурой комфорта до -5°С, подходящую обувь для горных каменистых участков и ветровку. Велорюкзак должен иметь лямки для заплечного ношения. В горах и на любых дорогах обязателен велошлем! В походе использовались покрышки Schwalbe Hurricane (полуслики), они прекрасно показали себя как на грунтовых, так и на асфальтированных участках. Из-за сильного солнечного излучения желательно применение крема от загара с максимальным уровнем защиты. Для защиты лица от песчаных бурь в пустыне обязательно нужно иметь маску и очки, желательно защитить ходовые части велосипеда от проникания песка. Для приготовления пищи необходима мультитопливная горелка, газ в баллонах найти сложно, поэтому лучше всего использовать бензин. Дров на большей части маршрута нет.

Мобильная связь. На территории Киргизии и Казахстана сим-карты Российских операторов действуют без дополнительных настроек. Перед поездкой в Китай нужно выяснить способ подключения сим-карты вашего оператора к местным сетям мобильной связи. Сим-карту Китайских операторов можно купить в любом крупном городе.

Заброску к месту старта дешевле и проще всего осуществлять авиатранспортом – прямые рейсы в Ош летают из Москвы и Новосибирска, есть регулярный Бишкек-Ош. Если забрасываться наземным транспортом, то можно поездом приехать в Бишкек, оттуда приехать на такси. Прямого автобусного сообщения между Бишкеком и Ошем нет. С финишной точки на поезде можно уехать в Алматы, Астану, Барнаул или Новосибирск.

Евгений Кудрявцев, 17.11.12

В начало

Читать отчеты о других наших велопоходах:

Новосибирская область 2012
Фаны, Памир, Алай 2011
Казахстан, Киргизия 2010
Монголия 2009

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments