Евгений Кудрявцев (travel54) wrote,
Евгений Кудрявцев
travel54

Красные скалы - Китайский Grand Canyon

1 августа, среда


Вечером поднялся сильный ветер, резко похолодало, пошел дождик. Утром выехали при встречном, почти ураганном ветре. Через 8 км добрались до Аксу. В город, кроме нас, ехали рабочие и торгаши, на остановках и небольших площадях собирался трудовой народ. На улице было пасмурно, прохладно и сыро. После ночного дождя в грязных лужах скопились мусор и смачные плевки прохожих.

Город грязноват. Доехали до «лилии» - одной из главных достопримечательностей города, но, как оказалось, ее снесли. На перекрестке, где когда-то стояла эта лилия, повернули налево и направились в самый центр города.

Утренний Аксу – это сонные прохожие, широкие дороги, высокие дома, густая зелень деревьев, лавочки и яркие LCD-дисплеи на перекрестках крупных улиц. Проехали парк, ряд административных зданий, банков и ресторанов – ранним утром всё было закрыто, свернули на улицу поменьше и зашли в кафе.

Парк в Аксу

Если рестораны в Аксу открываются ближе к обеду, то маленькие кафе и столовые работают с самого рассвета. Многие рабочие завтракают в кафе и там покупают что-нибудь на обед. В кафе заходят даже пенсионеры и женщины с детьми. Не могу представить наших бабушек, которые с утра после зарядки шли бы в столовую, чтобы перекусить и поболтать с приятельницами.

Китаец учит есть пян-се

Пян-се готовят на пару   Возле кафе

Оказавшись в кафе, мы заказали то, что ели люди вокруг: какую-то жидкую пресную пшенную кашу, лапшу и пян-се, такие же, как в Хотане, только с мясом. Всё очень дешево и вкусно. Рядом с кафе стоял ряд магазинов, где мы закупили все необходимые продукты. Выезжая из города, обнаружили небольшой фруктовый рынок в межквартальном проезде. Продавали всё: изюм, орехи, арбузы, бананы, виноград и т.д. Глаза набросились на фрукты, которые мы никогда в жизни не ели – дуриан, манго и личи. На дуриан у нас денег не было, а вот пару манго и килограмм личи мы купили. За всё отдали 150 рублей.

Фруктовые ряды в Аксу   Всякая всячина

Изюм, орехи

Сразу после выезда с рынка я заметил легкое биение заднего колеса, оказалось, что на нем было сломано две спицы. Видимо, дорога через пустыню с 25 кг груза «довёла» колесо, которое вообще давно пора было сменить. Спицам было четыре года, а обод на этом месте появился год назад, после поломки в походе по Памиру. Мы заехали в ближайший двор и занялись заменой спиц. Одна сломанная спица находилась со стороны кассеты, заменить ее мы не смогли – кассета была сильно закручена и на то, чтобы разобрать ее у нас не хватило сил. Пошел дождь. Когда я собирал колесо, со стороны кассеты лопнула еще одна спица. Пошел дождь, мы сидели в дворовом проезде и думали, смогу ли я доехать до Казахстана без двух спиц. Деваться некуда – нужно ехать дальше.

Ремонт занял около часа, в это время Серёжа сходил на базар, набрал личного провианта на 50Ю и вернулся с огромным пакетом. Со спокойным видом Серёжа перекладывал еду в рюкзак. Еще в Киргизии мы договорились с ним, что будем питаться вместе, не деля продукты на личные и общественные. Серёжа очень любил поесть, поэтому он часто покупал продукты, чтобы перекусить после завтрака, обеда и ужина. Того, что мы ели вместе, Серёже не хватало. Нам с Костей казалось, что питание в походе по Китаю было самым сытным и вкусным из всех наших походов. Каждый раз, доев паёк из общественного котла, Серёжа доставал из своего рюкзака конфеты, печенье и ел, сколько влезет. Каждый раз это вызывало конфликты, Серёжа обещал не повторять подобное и всё равно ел, ел, ел. К слову, после похода я сбросил 10 кг и стал весить 70 кг, а Серёжа как стартовал с животом и вторым подбородком, так с ними и финишировал. Вечером мы всё же разделили на троих печенье, купленное Серёжей, и вернули ему потраченные деньги.

Выбравшись на дорогу, приметили мастерскую по ремонту мопедов и попросили помощи там. Нас отправили в веломастерскую, которая находилась на другой стороне дороги. Мастерской руководила ворчливая китаянка лет 50, она же выполняла всю работу: заклеивала камеры, накачивала колеса, правила восьмерки и делала всё-всё-всё, чем в нашей стране обычно занимаются мужчины. Причем камеры она клеила каким-то странным кустарным способом – наносила на заплатку клей, прикладывала ее к камере и затем колотила по заплатке увесистой палкой.

Тётя не смогла открутить кассету, вместо этого она предложила фантастический способ замены спиц, чисто китайский – обрезать спицу для колеса 28”, согнуть ее в три погибели, продеть в отверстие и расклепать кончик спицы, тем самым зафиксировав ее в колесе. Я в ужасе отказался от этих китайских фокусов. Может быть, зря...

Разборки в веломастерской заняли полтора часа. Из Аксу выехали только в два часа дня. Оттуда мы направились в Вэньсу, небольшой городок рядом с Аксу, в котором можно было бы посмотреть мечети и древнее мусульманское кладбище. Я старался ехать как можно аккуратнее, за поворотом после развязки на окраине Аксу дорога была разбита. Подъехав к мечети в Вэньсу, мы сделали несколько снимков, и в это время к нам подошел полицейский, который проверил документы и отошел в сторону. Тем временем мы направились в узкий проезд к другой мечети, сделали пару снимков и там. К мечети подъехала гражданская машина, из нее вышел тот самый полицейский с напарницей. Они снова попросили наши документы и переписали паспортные данные в тетрадь.

Та самая мечеть

Проверка документов заняла минут 30. В это время местный дедушка, сидевший у порога мечети, сбегал домой и принес монеты и некий кредитный билет времен царской России. Неизвестно, откуда у него этот антиквариат.

Полицейские закончили проверку документов и попросили нас проехать за ними в участок. Там нас продержали около 40 минут. Полчаса ждали переводчика, через него нас расспросили о маршруте – даты, точки, цель похода. После расспросов нам приказали удалить из фотоаппаратов все снимки с изображением мечетей, которые мы успели сделать в Вэньсу. Нам объяснили, что законы КНР запрещают фотографировать любую исламскую архитектуру. Тётя-полицейский, которая вела «допрос», лично выбирала кадры для удаления. Вместе со снимками мечетей были удалены фотографии с изображением кирпичного завода (почему?) и людей, сидевших возле мечети. Затем нас отпустили.

Сразу после участка мы заехали в магазин и заели стресс вкусным мороженым. На выезде из Вэньсу нас угостили арбузом. Вот такой контраст отношения власти и обычных граждан к нам, туристам. Welcome to China…

Выехав из Вэньсу, мы попали на трассу G314. Дорога слегка разбита, на заднем колесе сильная восьмерка, из-за которой пришлось отключить тормоз (ви-брейк). Интересно, доеду ли я своим ходом до конца похода? Доеду…

Из Вэньсу Тополя на месте ночевки

Манго Личи

Vсред=16,6 км/ч, t=3:00, S=50км. tутро+22°С, tдень+40°С, облачно, небольшой дождь. Высота ночевки 1202 м.

2 августа, четверг



29.5–31.6. Резкий подъем сквозь красные скалы, после этого – спуск до пересечения с трассой G3012.

37.5. Двухуровневая развязка, начало трассы G307, это новая развязка, которой еще нет на гугловских снимках. Долгий подъем из долины привел к полосатым скалам.

Вдоль скал мы проехали около 35 километров с плавным набором высоты и начали подъем на крутой тягун.

77.4. Окончание трёхкилометрового тягуна на горную гряду. После спуска – широкая долина реки Музарт с огромным и чисто уйгурским поселком Лянган. Пока Костя ходил в магазин за водой и мороженым, а Серёжа крутил педали где-то позади, меня окружило около 40 человек. Все они пытались меня рассмотреть, задавали вопросы, смеялись и улыбались. Только я достал фотоаппарат, как половина толпы резко исчезла. Народ очень приветливый и доброжелательный, сложно представить что-то подобное у нас в России. В Лянгане царило какое-то оживление: на улицах было много людей, велась бойкая торговля.
Уйгуры в Лянгане

Мы уже проехали дневной километраж и подыскивали место для ночевки. Несмотря на то, что вся земля вдоль дороги была заставлена домами, нам удалось найти чистое поле, на котором мы и поставили палатку. Рядом протекал арык, в котором мы вымылись и постирали вещи.
Место ночевки

Вечером в течение трех часов шел сильный дождь, резко похолодало.

Vсред=19,4 км/ч, t=4:33, S=88,1км. tутро+19°С, tдень+38°С, облачно. Высота ночевки 1414 м.

3 августа, пятница

Утром было очень холодно. Над головой висели тяжелые облака, но на горизонте справа и слева от дороги проглядывались горы. Ярко-красный восход давал надежду на то, что день будет теплым.
Восход на реке Музарт

43.8. Байченг. Сильный туман, видимость не более 60 метров. Река, источавшая густой туман, была полностью скрыта в белой пелене. Поворот направо в объезд города.
Туман на дороге
Между Аксу и Байченгом действует автобусное сообщение, автобусы ходят очень часто. Чтобы не тратить сил и времени на приготовление обеда, мы решили завернуть в город и пообедать в кафе.
Центр Байченга
На одной из центральных улиц прямо перед рестораном готовили плов. Мы поставили велосипеды, сели за столики и стали наблюдать за поваром. В ресторане постепенно стал собираться народ.
 
Когда плов был готов, его сразу разложили по тарелкам и подали посетителям ресторана. Вместе с пловом принесли салат и чай. Большая порция жирного рассыпчатого плова с кусками баранины стоила 15Ю. Серёжа съел две.

За Байченгом продолжалась нескончаемая череда поселков, в одном из них мы купили арбуз (5цзяо/кг), дыню (2Ю/кг) и свернули в тенек, чтобы всё это съесть. Во время стоянки к нам подъехали местные мужики на BMW и пригласили на обед в ресторан неподалеку. Мы отказались. Почему все едят, неужели Рамадан закончился?

Дорога была прекрасная – отличный асфальт, ветви высоких пирамидальных тополей свисали над дорогой и создавали тень. Навстречу, непонятно откуда, ехали «дома на колесах» (автокемперы) - около десяти машин с французскими номерами. Справа от дороги показались ровные темно-красные скалы хребта Чёльтаг, и мы поняли, что французы ехали именно оттуда.
Молодой виноградник

Vсред=23,8 км/ч, t=3:54, S=92,8км. tутро+13°С, tдень+33°С, ясно. Высота ночевки 1214 м.

4 августа, суббота

Утром после короткого спуска в сонный поселок начали затяжной подъем на перевал.
Восход. Хребет Халыктау
Примерно через три километра после поселка проехали поворот к известному парку с пещерами тысячи Будд. http://www.chinashao.com/sizyan/index.shtml?16
Разрабатывая маршрут, мы планировали заехать этот в парк, но теперь, оказавшись совсем рядом, решили проехать мимо – не было настроения для экскурсий и желания тратить 30Ю за вход. В Китае каждый хоть сколько-нибудь интересный культурный объект имеет платный вход, что отпугивает таких небогатых ценителей природы, искусства и архитектуры, как мы.

Подъем на перевальчик длился в общей сложности около 27 км, из них 7 км – резкий перевальный взлет. Вообще эту горку сложно назвать перевалом – так, подъем. По дороге на перевал есть поворот в сторону Кучи. На развилке стоял блокпост, полицейские, увидев нас, отдали честь, что приятно.

После короткой остановки на отдых, я сел на велосипед, резко нажал на педаль и сломал еще одну спицу со сторону кассеты – третью. Дорога с перевала была прорезана сквозь лабиринт желтых и с виду мягких, как мел, скал. На спуске мы встретили около 40 французских домов на колесах, то есть примерно 50 машин за два дня. На кузовах автомобилей нарисован маршрут этой группы. Кстати, за рулем сидели люди в возрасте – тур для тех, кому за… Вот живут французы – вышел на пенсию и колеси по миру… В этом туре французские пенсионеры уже проехали Россию и Казахстан, домой они должны были вернуться через Киргизию, Узбекистан и так далее…

39.8. Развилка трасс S307 и G217, поворот налево. Выехав на трассу G217, мы начали затяжной подъем вдоль всё тех же красных скал, которых в районе Кучи сотни и сотни километров. Если кто-то мечтает побывать в калифорнийском Grand Canyon, побывайте сначала в Синьцзяне, тут есть скалы на любой вкус и цвет: красные и желтые, полосатые и островерхие, со снегом и без.

На дороге вдоль скал мы наконец-то, впервые за все походы по Средней Азии встретили верблюдов! Издалека вроде бы лошади. Подъехали, присмотрелись – ба-тю-шки: верблюды, двое.
Парочка Camels

У нас не было воды, поэтому мы искали реку, чтобы встать на обед. Рек в этой верблюжьей горной пустыне не было, пришлось ехать до ближайшего поселка. К счастью, за подъемом последовал 10-километровый спуск, и мы быстро оказались в поселке Кан (63 км от ночевки). Несколько кафешек, забитых проезжими китайцами, ряд магазинов и кран с питьевой водой. Также в Кане есть пост весового контроля, кучи угля и полицейский участок. Сразу за поселком – удобное и красивое место для обеда: желтые скалы, вид на широкую долину реки Куча.

По долине вдоль трассы проложена ж/д линия, для путей сделано множество тоннелей и эстакад – китайская строительная мысль снова победила природу.

Река протекала среди массивных скал, которые стеной возвышались над дорогой. Это был один из самых красивых участков нашего маршрута – горы были везде, под ярким солнцем они буквально звенели насыщенными цветами. Место для ночевки мы нашли идеальное – на берегу реки с прекрасным видом на скалы.

От нечего делать трём посуду песочком

Vсред=20,2 км/ч, t=3:48, S=76,8км. tутро+16°С, tдень+30°С, ясно. Высота ночевки 1457 м.

5 августа, воскресенье

Утром снова было прохладно, восходящее солнце освещало красные скалы. Через четыре километра подъехали к воротам природного парка с громким названием Grand Canyon Xinjiang Kuqa. День еще не начался, а в парке вовсю велась стройка.

Солнце слепило глаза, дорога прыгала вверх-вниз и петляла вдоль реки. На берегу среди голых скал стоял огромный завод, дальше было несколько угольных шахт и небольшие рабочие поселки.
Потрясающая уйгурская лепешка

22. Первый поселок после Кана. Есть магазины, кафешки. Купили по пачке соленых бобов – в Китае это очень популярная закуска к пиву. Впрочем, пиво тоже взяли - "Wusu" в стеклянных бутылках по 4Ю за пол-литра. На дороге встретили целую колонну военных грузовиков, ехавших на шахту за углем. Постоянный набор высоты и сильный встречный ветер вымотали до предела, и мы решили встать на обед на 35-м километре пути.

38.5. Грязный поселок. Шахты. Природа чем-то напоминает Таджикистан, берега Пянджа.

47.9. Сквозь скалу прорублен тоннель длиной 717 метров. Грузовым машинам проезд запрещен, целая вереница фур скопилась на подъеме к грунтовой объездной дороге. На вершинах гор вокруг показались Тян-Шанские ели. Да, мы давно въехали в Восточный Тянь-Шань. Вдалеке показались заснеженные пики, в ложбинах между скалистых пиков блестела сочная ярко-зеленая трава.

68. Дорога пересекла реку Куча и свернула направо в сторону озера Большой Дракон.
В сторону перевала
На пути от реки до озера лежал перевал Карасай-Даван с крутым подъемом длиной шесть километров, серпантином и набором высоты 360 метров. Подъем был очень красивый, с верхних витков серпантина просматривалось всё ущелье внизу, были видны люди, фотографировавшиеся у водопада на нижнем витке.
Начало подъема Вид в долину с перевала
На пути к Большому Дракону мы проехали небольшое озерцо с чистой бирюзовой водой, отражавшей небо, горы и зелень вокруг. К счастью, место не было замусорено китайцами – видимо, природа здесь настолько красива, что у туристов не хватает воли выбросить банку из-под энергетика Red Bull или подгузник из окна машины, как они делают это повсюду.
Озерцо на подъеме

73.6. Озеро Большой дракон (исконное название Кыргыз-Артукуль). Очень много туристов, сюда они приезжают на машинах из Аксу и Кучи. Берег озера заболочен, спуститься и поставить палатку почти невозможно – вы либо скроетесь под воду, либо вас затопчут туристы.
Большой дракон
Интересно было наблюдать, как папа-турист, стоя на крутом берегу, кричал на всё озеро и звал обратно в машину своих детей-туристов. Что-то вроде «Ко-о-о-ля, домой». Только вместо «Коля, домой» - какое-то «Ху-ху-ху-у-у-у».
Большой дракон

На западной оконечности озера нет почти ни одной постройки, все домики, магазинчики, базы отдыха расположены на востоке от озера. Вдоль берега с запада на восток тянется живописная дорога с обрывами и водой внизу. Я выжимал из переднего (и единственного) тормоза всё, что мог, чтобы не скатиться в воды "Дракона", к тому же на самых опасных поворотах не было никаких ограждений. На восточном берегу много едален, магазинов, арбузов и любых необходимых товаров вплоть до мёда и бензина. На озере у нас была запланирована дневка, мы проехали километр вверх от туристического поселка и остановились на огромной лужайке слева от дороги.
Место днёвки

Лужайка была замусорена, в пересохшем русле реки не было ни капли воды. Зато вокруг было много гор, травы и деревьев.

Vсред=16,0 км/ч, t=4:57, S=73,9км. tутро+13°С, tдень+27°С, ясно. Высота ночевки 2447 м.

6 августа, понедельник

Днёвка

Проснулись в 7:30, спать после восхода уже просто не можем. Весь день лежали на травке под солнцем, грызли бобы и арахис. В полдень сходили в туристический городок, купили бензин. В целом цены на продукты, конечно, выше, чем в городе, но на печенье и орешки цены те же.
Из дома в поход мы с Костей взяли старый выпуск журнала «Вокруг света» за 1990 год, журнал был прочитан еще до Аксу, и во время дневки мы перечитали его заново. В журнале оказалась интересная статья – описание нашего родного района, выполненное самим Семеновым-Тян-Шанским в конце XIX века после его Сибирской экспедиции. Ссылка на статью. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6136/

Днём на озере прохладно, спасает только сильное горное солнце.
Снова в горы
В начало


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments