Евгений Кудрявцев (travel54) wrote,
Евгений Кудрявцев
travel54

Category:

Пустыня Такла-Макан. Вдоль и поперёк

26 июля, четверг


Мы ехали вдоль пустыни уже два дня, и нам повезло попасть туда в облачную прохладную погоду, совсем не характерную для региона. Ясное небо утром 26 июля предвещало дневную жару.

31,5. Крупный оазис, есть магазины с фруктами, лепешками, водой, лимонадом, вареными яйцами.



85,6. Мы уже проехали запланированный дневной маршрут и искали место для ночевки. Рельеф был плоский, и нам удалось проехать эти 85 километров за 3,5 часа (средняя скорость 24,4 км/ч). Жара была невыносимая, и мы искали любой тенёк, чтобы спрятаться от солнца. Такое место нашлось – крытая автостоянка с магазинами и столовой. Ночевать там было невозможно, а вот просто посидеть – пожалуйста

Серёжа клеит камеру


Пока мы сидели под навесом, хозяйка столовой угостила нас урюком. После урюка в дело пошел большой арбуз, купленный в придорожной палатке. Посидев около двух часов, мы решили продолжить путь и как можно ближе подъехать к Хотану.
Выехали, в спину дул легкий ветер и жара почти не чувствовалась. Пару раз дорогу пересекали высокие песчаные торнадо, медленно шедшие с севера на юг и просеивавшие песок пустыни. Промелькнул оазис с десятком строящихся многоэтажек, на краю оазиса – небольшой завод и станция по ремонту грузовиков. Вдоль дороги тянулась свалка строительной техники, пирамидками были сложены стеклянные пивные бутылки. Мы медленно приближались к Хотану, вдалеке уже показалась зелень и дымящие трубы большого города. Дорога прижималась к горам, вдруг резко повернула на северо-запад, и мы въехали в так называемый оазис Хотан.

Начало оазиса, вид назад

135. Въезд в оазис. Заболоченные поля, деревья, камеры видеонаблюдения над дорогой и несколько полицейских на обочине. Мы изрядно вымотались и сели отдыхать на первой попавшейся автобусной остановке. Костя с Серёжей сходили за горячими лепешками и газировкой. Уйгурские лепешки – самые вкусные из всех лепешек, которые мы когда-либо ели, а мы ели казахские, киргизские, таджикские и узбекские. Уйгурские лепешки (нан) очень тонкие, в них добавляется кунжут и чеснок, придающий хлебу яркий и очень аппетитный аромат. Нам достались горячие лепешки прямо из тандыра по 1Ю за штуку. На банке с газировкой были смешные надписи на упрощенном английском языке. Такой язык, насколько я знаю, бытует в юго-восточной Азии. Газировка была родом из Малайзии, на синей банке было написано “Ais Krim Soda”. Вкус был необычный, приятный, в отличие от местных напитков, пахнущих откровенной химией.

Найти место для ночлега было сложно – кругом были дома и огороды. Встали в тихом переулке прямо возле ворот одного из домов. Палатку поставили под навесом из виноградной лозы. Вечером в дом вернулись хозяева, которые были очень нами удивлены. Глава семьи вынес дыню и дал нож. Именно то, что этот мужчина дал нам нож, мне показалось знаком какого-то абсолютного доверия и доброты. Мужчине было около 35 лет, он был удивлен нами точно так же, как и его многочисленные дети. Пока я резал дыню, к нам подбежала вся соседская ребятня, и вокруг палатки нарисовалась целая толпа. Жаль, я не успел достать фотоаппарат и снять момент, когда дети с восторгом изучали содержимое палатки. Было уже темно, и местные поспешили домой на ужин. В месяц Рамадан готовить пищу разрешено только после захода солнца.

На месте ночевки

Vсред=24,6 км/ч, t=5:34, S=137,5 км. tутро+19°С, tдень+35°С, переменная облачность. Высота ночевки 1353 м.

27 июля, пятница



Скриншот Хотан

Утром снова было пасмурно, день ожидался прохладный. У Серёжи были какие-то проблемы в камерой, он долго не мог ее заклеить, а когда заклеил, и мы вышли на дорогу, пошел дождь.

Всё вокруг было в какой-то дымке, видимость не превышала 500 метров. Это была легкая песчаная буря, - чувствовалась близость Такла-Макана. Пыль висела над дорогой, полями и деревьями, она была повсюду.
37. Хотан.

Главная улица Хотана


Купили продукты на весь путь через пустыню, приобрели целую связку замечательных бананов (7Ю за килограмм), заехали в китайскую кафешку и наелись лапши. Кроме лапши заказали вкуснейшие пирожки с зеленью, приготовленные на пару – пян-се. Всё было очень вкусно, сытно и дешево – по 8Ю на каждого. То, что мы попали в китайское кафе, довольно необычно, потому что в Хотане практически нет китайцев. Во всяком случае, здесь их гораздо меньше, чем где бы то ни было. Китайцы не спешат селиться в Хотане из-за резко негативного отношения уйгурского населения к представителям народа хань.


Хотан - удивительный город, в котором сохранились древние традиции и быт людей. На центральной улице, которая много веков была местом торговли, можно встретить участок, на котором продают только ковры, длинный участок улицы только со стельками для обуви, входными дверями, фруктами или фарфором. Удивительно, но именно таким Хотан видели Пржевальский и Рерих

Ковры на улице Хотана

В центре Хотана

Объявление. Кто переведет?

Специально для пересечения пустыни мы решили купить три пластиковых канистры под воду. Найти канистры в Хотане оказалось не трудно, две десятилитровые и одна пятилитровая канистры обошли в 25Ю. На выезде из города мы заехали на автомойку и наполнили питьевой водой всю имеющуюся тару с расчетом на четыре дня движения по пустыне.

Вода:

- 2 канистры по 10 л.

- 1 канистра 5 л.

- 2 бутылки по 2 л.

- 1 бутылка 1,5 л.

- 3 бутылки по 1 л.

Итого: 33,5 л.

Заехали на ближайшую заправку и купили полтора литра бензина. Бензин в Китае – вещь необъяснимая – пахнет растворителем. Даже от бензовозов, коих по дорогам Синьцзяна ходит неимоверное количество, исходит едкий химический запах, никак не связанный с запахом бензина.

Проехав по мосту через р.Хотан, мы повернули налево и поехали вдоль реки. От моста начиналась трасса S210 Хотан-Куча (на карте она почему-то обозначена как G217). По этой трассе мы должны были доехать до города Арал на севере пустыни Такла-Макан. Первый километровый столб, который попался нам на трассе, имел отметку 640 км. По пустыне нам предстояло доехать до столба с отметкой 220 км. Протяженность трассы от Хотана до Арала составляет 432,5 км, дорога была открыта в октябре 2007 года, поэтому на многих современных картах она не обозначена. По информации из Интернета, затраты на строительство трассы составили 1,05 миллиардов юаней, то есть 2 миллиона 400 тысяч юаней или 12 миллионов рублей за километр.

Вдоль дороги густой коричневый поток реки нес свои воды в пустыню. Над руслом висела песчаная мгла, противоположный берег реки проглядывался с трудом.

56. Начало пустыни. Примерно через 13 километров после моста мы покинули оазис, и вокруг нас неожиданно возникли пески Такла-Макана.

Асфальт идеален

Дорога прыгала по холмам, вдоль нее тянулись бесконечные сетки пескозадержания, сплетенные из камыша. Виден огромный труд, вложенный в строительство этой дороги.

Костя на подъеме   Тростниковые сетки пескозадержания

Вокруг была самая настоящая пустыня, в разговоре появились слова «бархан», «дюна». Слова неожиданно всплыли в памяти и были очень непривычны. Пошел дождь, на асфальте появились лужи, и стало прохладно.


Встретили двух англоговорящих китайцев на Меридах, они ехали из Урумчи в Хотан. Встреча велотуриста в походе – всегда большое событие, но встреча велотуристов-китайцев вызывала у нас легкую досаду: «Эх, жаль, что не европейцы». "Турики" из Европы ближе по менталитету, свободнее в общении.

125. Весовой контроль. Есть магазинчик с хлебом, лимонадом и вареными яйцами. Съедаем по яйцу и встаем на ночевку через 700 метров после весового контроля. Вечером по песку рядом с нашей палаткой проехало несколько экскаваторов, до полуночи они работали в пустыне – что-то копали и разгребали.

Vсред=22,3 км/ч, t=5:35, S=125,1 км. tутро+20°С, tдень+25°С, облачно. Высота ночевки 1263 м.

28 июля, суббота

Утром в пустыне прохладно, а ночью даже холодно – приходится заворачиваться в спальный мешок. Этим утром, как всегда, мы выехали еще до рассвета, затем солнце выглянуло из-за барханов и по песчаным склонам поползли тени. На трассе через пустыню каждые 10 километров установлены остановочные карманы с небольшими домиками высотой около 120 см. Строители дороги предполагали, что в этих домиках водители и пассажиры смогут укрываться от солнца или песчаных бурь, но вместо этого местное население устроило в домиках настоящую свалку. Сквозь небольшие окна проглядывали горы мусора, и даже в нескольких метрах от домиков чувствовался стойкий запах мочи. Мусорные баки на дороге стояли намного реже, чем домики, поэтому вся обочина трассы была завалена алюминиевыми банками, пакетами и прочим хламом. Сетки пескозадержания задерживают и мусор, не позволяя ему разлетаться по пустыне.
Сетки вдоль дороги

50. Пообедали рядом с домиком. Солнце жарило, как и положено в пустыне, но из-за запаха посидеть в тени домика не удалось. Съели рисовую кашу, выпили чай и покатили дальше.
Редкие деревья

Большую часть транспорта, который можно встретить в пустыне, составляют бензовозы и фуры с огромными прицепами, накрытыми черной тканью. Не побывав в Китае, представить размеры фур, передвигающихся по этой стране, невозможно. Настоящие поезда, загруженные сверх всякой меры. Однажды мы встретили фуру, груженную огромными тюками неизвестно с чем, и на этих тюках стояло три легковых автомобиля. Вся эта махина неслась с большой скоростью и поражала своим видом. Всякая вещь, всякое живое существо в Китае используется по максимуму: люди, дороги, автомобили, земля и водные ресурсы. Даже овец в грузовиках китайцы перевозят в три яруса.

На трассе S210 мы ни разу не встретили того дешевого автохлама китайских брендов, которым заполнены улицы городов и трассы районного значения. Среди легковых машин встречались только модели европейских, японских и американских брендов: Volkswagen, Lexus, Audi, Nissan, Honda, Toyota, Ford, Chevrolet. Большинство машин выглядело очень дорого.

Через 100 км после весового контроля (и, соответственно, места нашей ночевки) мы неожиданно подъехали к автозаправке. Плоская крыша заправки показалась километров за девять, слева от нее была видна длинная горная гряда, уходившая далеко на запад. Стояла жуткая жара, и навес на заправке оказался настоящим спасением. Невероятно, но под навесом стоял холодильник с водой и лимонадом. Мы купили по полтора литра всякой бурды и уселись на лавочку, чтобы медленно поглотить эти дары. Рядом с заправкой строился пункт весового контроля, возле домика строителей мы нашли кран с водой. Женщина из проезжавшего автомобиля подарила четверть арбуза. На радостях съели. Мы сидели возле холодильника с лимонадом, напитки продавала молодая женщина-мусульманка, на вопрос, где здесь можно купить хлеб, женщина дала нам три свежие лепешки бесплатно. Когда пришло время намаза, женщина приготовила молельный коврик, постелила его прямо возле холодильника, повернулась в сторону Мекки и начала молитву. В это время на стоянку подъехала дорогая тачка, из нее вышла китаянка в короткой юбке. Подойдя к холодильнику и увидев, что продавец занята молитвой, та  постучала кольцом по стеклянной дверце, ухмыльнулась, цокнула и, недовольная, пошла обратно. Полная противоположность уйгурским женщинам, хотя уйгурки тоже ездят на дорогих машинах вроде Лэнд Круизера. Забавно наблюдать, как из огромного белого внедорожника выходят женщины в коричневых паранджах.

После произнесения молитвы, продавец напитков взяла Коран и начала читать, не обращая внимания на покупателей, стоявших в стороне. В Китае среди мужчин есть мода оголять животы, закатывая футболку. Среди тех, кто ждал «открытия» холодильника, были и китайцы, и уйгуры – все они стояли с голыми животами

На заправке стояли урны с раздельным сбором мусора: перерабатываемые и не перерабатываемые отходы. Бачки были пусты, зато на асфальте вокруг них оба вида отходов лежали кучей. Под навесом мы просидели 2,5 часа, после этого проехали еще 35 км (в горку против ветра) и встали на ночевку. Половина пустыни пройдено.

Вечером мы каждый раз выползали в пустыню, чтобы сделать несколько кадров. Перед закатом песок приобретает особый цвет, по барханам ползут тени. Закат в пустыне холодный, воздух и песок быстро остывают, какая бы жара ни стояла днем. Зато утром под палаткой, как в парнике, можно нащупать остатки тепла прошедшего дня.


Vсред=21,2 км/ч, t=6:25, S=136,2 км. tутро+17°С, tдень+42°С, ясно. Высота ночевки 1114 м.

29 июля, воскресенье

Утром солнце вскочило, как из катапульты. К 11 часам жарило изо всех сил, горячий ветер сушил горло. Пообедав, мы решили попытать удачу и доехать до следующей заправки. Нам казалось, что если две предыдущие заправки находились в 100 км друг от друга, то велика вероятность, что заправки в пустыне стоят каждые 100 км.

Через 100 километров заправки не было, что немного расстроило. Заправка оказалась на 121-м километре от предыдущей. Это был большой комплекс со столовой, магазином и туалетом. В магазине был широкий выбор продуктов, продавались даже арбузы. Пока мы сидели и пережидали жару, на стоянку подъехал красивый белый автобус с китайскими туристами. Для них из столовой вынесли стол и уставили его продуктами. Мы сидели в десятке метров от стола, и китайцы не обращали на нас никакого внимания. Китайцы буквально налетели на еду, начали трескать жареное мясо, ковыряя в зубах, громко чавкая и чмокая. Покушав, китайцы медленно перекочевали к нам. Один из них присел рядом и спросил: “Where… where you… where you from?” Я ответил, что мы don’t speak English. Если бы он сперва предложил нам перекусить или дал бы воды, тогда бы я speak English. Уезжая, туристы всё-таки подарили нам восемь бутылок воды (четыре литра). Вот такие мы меркантильные.

Воздух был разогрет неимоверно. В полдень солнце висело прямо над головой, тень бежала под колесами по раскаленному асфальту. Солнце давило своей мощью, затрудняло любое движение и выбивало последние силы.

После стоянки ветер подул в лицо (с севера), средняя скорость упала, но мы всё равно проехали еще 47 км. Последние километры дались с большим трудом, от перегрева ноги начинали неестественно дергаться, и я лил на себя воду, подаренную китайцами. Для питья эта вода не подходила – как и вся китайская бутилированная вода, она смердела пластиком. На стоянке я использовал остатки этой воды на мытье головы.



Vсред=22,6 км/ч, t=5:51, S=132,5 км. tутро+18°С, tдень+42°С, ясно. Высота ночевки 1072 м.

30 июля, понедельник

С раннего утра – встречный ветер, средняя скорость не превышала 19 км/ч. К нашему обеду (11 часов утра) солнце жарило во всю силу. На севере пустыни деревьев гораздо больше, чем на юге, поэтому проблем с поиском тени нет. На обед мы встали под раскидистым кустом возле дороги, на солнце воздух разогрелся до +38, но в тени жара не чувствовалась.
Утро, длинные тени

Трасса S210 – постоянная череда подъемов и спусков. Вокруг дороги – небольшие барханы, камышовые сетки и деревца. Трасса проложена вдоль реки Хотан, это единственная река, пересекающая Такла-Макан. Несмотря на то, что до реки всего 5-6 километров, ее не видно. Встречаются искусственные водопои для верблюдов. Живых верблюдов в пустыне мы так и не увидели, вместо них китайцы повтыкали вдоль дороги железные скульптуры верблюдов, кактусов и лошадей. Бред.

72. Очередная заправка, от предыдущей она отдалена на 115 км. На заправке есть магазин с хорошим выбором продуктов, цены на порядок выше, чем где бы то ни было. Продавцы – совсем молодые уйгурки щелками семечки и слушали громкую музыку. Мы купили по две бутылки лимонада, продавцы попытались обсчитать нас на 3Ю, но были разоблачены.

75.1. (километровый столб 226). Проехали развилку на новехонькую трассу 930, дорога уходила в нужном нам направлении, но поворачивать мы не стали, потому что дорога не обозначена ни на одной карте. Возможно, она ведет напрямую в Арал.

Столб 218. Конец пустыни. Впереди показались тополя, высоченные столбы ЛЭП, вдоль дороги появились низины с водой. В канале, над которым была проложена трасса, журчала манящая вода, но мусор вдоль берегов отбивал всякое желание купаться.
Мы пересекли пустыню ровно за трое суток, проехав по ней 422 километра!

86.6. Столб 215 – поворот налево с трассы S210. На перекрестке строится крупный поселок с типовыми четырёхэтажными зданиями, довольно симпатично: на первом этаже установлены большие витрины и стеклянные двери будущих магазинов, на верхних этажах – квартиры.

Трасса, на которую мы выехали, вела через поля, сады и каналы.
Канал перед Аралом
Вдоль дороги стояли хозяйственные постройки и убогие глиняные жилища фермеров.
На крыше - система нагрева воды
Километров через восемь после поворота мы подъехали к мосту через реку Тарим, длина моста около 1,5 км. Через 500 метров после моста повернули налево и въехали в город Арал. Купили груш, яблок, мороженого, пива и встали на ночевку на краю хлопкового поля сразу за городом.
Въезд на мост Мытные воды Тарима

Вечером выяснилось, что наша сим-карта, купленная в Кашгаре, отказывается работать – ни звонки, ни SMS в Россию не проходили. То ли деньги кончились, то ли мы переехали в другой округ, и кашгарская сим-карта перестала действовать. За помощью обратились к местному фермеру, который приехал поливать хлопок. Я общался жестами, но китаец упорно пытался разговаривать со мной на родном китайском языке и беспрестанно повторял «кунхао мэйо, кунхао мэйо».
Концертный зал в Арале

Vсред=19,5 км/ч, t=5:25, S=105,6 км. tутро+19°С, tдень+42°С, ясно. Высота ночевки 951 м.

31 июля вторник

Мы проехали почти половину маршрута, а июль всё не заканчивался. В этот день нам нужно было подъехать к Аксу (Акэсу) – крупнейшему городу на нашем пути.

Утром ехать было очень приятно – вдоль дороги тянулись высокие тополя, воздух был свежий и прохладный. После пустыни где угодно ехать будет приятно. Мы оказались на трассе S207 Арал-Аксу. На протяжении 50 километров велось строительство новой дороги, параллельно той, по которой ехали мы. Работала строительная техника, на нескольких участках каждые 100-300 метров дорогу преграждали лежачие полицейские. Старый асфальт был разбит, засыпан глиной и щебнем. Пейзаж очень напоминал Россию: поля, каналы и лесок вдалеке. Проехали крупное озеро с берегами, заросшими камышом. Озеро мелкое, но с несколькими промоинами, в которых при очень большом желании можно искупаться. На воде вдоль берега – слой непонятной пены.

От озера до первого населенного пункта мы проехали самый скучный участкок всего похода – длиннющую однообразную 30-километровую прямую по солончаковой степи. Дул встречный ветерок, и крутить педали было довольно сложно. Серёжа отставал с самого утра, отставал настолько, что мы с Костей, доехав до поселка, успели купить арбуз, съесть половину и покормить корками куриц, гулявших вокруг. До Аксу оставалось 30 км, нам нужно было подъехать ближе к городу и там найти место для ночевки.

В полдень снова была сильная жара, мы сидели возле автомойки с небольшим бассейном, стирали одежду, мылись и глядели на дорогу. Мимо проезжали грузовики, груженные грузовиками, мотоциклы с пятью пассажирами и, опять же, грузовики с грузом и легковыми машинами, привязанными поверх груза.

Арбуз в районе Аксу стоил 1Ю за килограмм, от лимонадов решили отказаться (надоели). В Китае нет минеральной воды – обычной минералки, к которой привыкли россияне. Бутилированная вода в Китае – поллитровка с пресной, совершенно невкусной водой, отдающей пластмассой. Найти бутылку объемом 1,5 литра – большая удача, воду в такой упаковке продают только в крупных супермаркетах, встретить которые нам не удавалось ни разу. Частный торговый бизнес в Синьцзяне, видимо, поборол крупные торговые сети. В России всё наоборот. В поисках нормальной минералки я зашел на одну из заправок PetroChina и увидел там бутылку воды 250 мл с надписью Natural Soda Water. Этикетка блистала золотыми надписями, иероглифы дублировались английским текстом, в котором было написано, что вода добыта из природных минеральных источников в провинции Юннань. Бутылочка стоила 4Ю! Внутри оказалась та же самая пресная вода, только без запаха пластика. Нет в Китае минералки!

На ночевку встали за 8 км до Аксу. Перед городом началась промзона с плотной застройкой, найти место для ночевки было трудно.

Vсред=21,3 км/ч, t=5:02, S=107,2 км. tутро+22°С, tдень+42°С, облачно. Высота ночевки 1032 м.

Красные скалы. Китайский Grand Canyon
В начало


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments