Евгений Кудрявцев (travel54) wrote,
Евгений Кудрявцев
travel54

Categories:

Малайзия. Butterworth, Cameron Highlands, Куала-Лумпур

До приезда в Малайзию я знал об этой стране совсем немного. Мусульманская страна с развитой многоотраслевой экономикой. В памяти мелькали: пропавший малазийский Боинг, башни Петронас – одни из самых высоких небоскребов в мире и, пожалуй, все. Никаких особых планов при посещении Малайзии у меня не было. Как и во всех других странах на маршруте, планировал познакомиться с природой страны во всем ее разнообразии, поэтому в маршрут были включены не только прибрежные районы Малайзии, но и горная местность в центре континентальной части страны, хотя, как известно, Малайзия – это не только южная оконечность полуострова Малакка, но и северная часть острова Калимантан. Плыть или лететь на Калимантан я не собирался.

Каждый раз, открывая новую для себя страну, мы непременно сравниваем ее с теми странами, в которых были ранее. Добравшись до Малайзии, я тут же принялся отмечать ее отличия от Таиланда, и отличия эти были не в пользу первой. Север Малайзии встретил меня разбитыми дорогами и обшарпанным видом населенных пунктов. Один из моих знакомых, побывавших в Малайзии в ходе кругосветного путешествия на мотоцикле, назвал эту страну «Соединенными штатами Юго-Восточной Азии». Поэтому, оказавшись в Малайзии, я готовился к тому, что быт городов, дорожная инфраструктура и прочие внешние атрибуты развитых государств будут щедро радовать глаз. К моему разочарованию, этого не произошло. «Это вам не США», - бубнил я себе под нос каждый раз, когда под колесами оказывалась какая-нибудь колдобина. Даже в Таиланде качество автодорог сильно опережает качество дорог в Малайзии. Как выяснилось позже, это касается дорог не только на севере, но и по всей стране. Ширина асфальтированной обочины, по которой так удобно было ехать в Таиланде, в Малайзии редко превышает полметра. Асфальт крупнозернистый, часто с выбоинами.

Транспорт на дорогах – преимущественно гнилые разбитые малолитражки, которые редко встретишь даже у нас, в России. Попадались как старенькие японские автомобили, так и машины местного производства. Автомобильная промышленность Малайзии имеет давнюю историю, а крупнейший автопроизводитель страны, компания Proton, по ширине модельного ряда и количеству производимой продукции оставляет позади себя наш Автоваз. Глядя на дороги Малайзии, можно заметить, как развивалась инженерная мысль ведущего автопроизводителя страны. Вот проезжает раздолбанная малолитражная гнилушка размером с Оку, вот за ней следует новейшая модель Протона, седан, по красоте ничем не уступающий японским и южнокорейским конкурентам. И если внешний вид продукции ВАЗ менялся скачкообразно, то дизайн автомобилей Протон эволюционировал с каждой моделью, и всю эту эволюцию, от первых до последних моделей, можно наблюдать сегодня на дорогах Малайзии.
День 82, 9 января, 103 км
Итак, я двигался от тайской границы к западному побережью Малайзии. Через город Sungai Petani планировал добраться до Butterworth и затем через горы в центре страны достичь столицы, Куала-Лумпура.
Сегодня дождь начинался трижды, но лишь в третий раз он зарядил с такой силой, что я забеспокоился, не быть ли потопу.

В течение часа на землю обрушивался водяной артиллерийский огонь, настоящий тропический ливень. От стремительно падающей воды лужи вокруг покрылись игольчатыми мурашками, но местные жители, даже мотоциклисты, не прекращали движения по дорогам. Когда ливень немного сбавил обороты, я выбрался из укрытия и поспешил к месту ночевки.
С раннего утра я был занят поиском банкомата. В Юго-Восточной Азии банкомат можно найти по вывеске с надписью “ATM”, но в мелких населенных пунктах по маршруту ничего подобного на глаза не попадалось. В итоге банкомат нашелся сам собой. Я решил заехать в продуктовый магазин Seven/Eleven (такая же сеть широко распространена в Таиланде) и купить продукты, расплатившись картой. На кассе мне сообщили, что карты к оплате не принимаются, и указали на банкомат, стоявший в углу. Так я запасся наличными на два месяца вперед. Комиссия за операцию составила 3$.
Беглый анализ цен в магазине показал, что стоимость ряда продуктов в Малайзии заметно выше, чем в Таиланде. Исключение составляют куриные яйца и хлеб. Именно их я чаще всего затем и покупал. В одном из магазинов купил два пакета готовой рисовой лапши по 0,5 кг каждый. Эта лапша предназначается для жарки, но она также вполне годится для употребления как готовое блюдо. Нужно только добавить соус.
Бананы в Малайзии оказались в разы дороже, чем в Таиланде, 3-5 RM (малазийских ринггит) за килограмм. Курс ринггита по отношению к рублю – 1:14. Иначе как килограммами бананы в Малайзии не продают.
В Сунгай Петани заехал в кафешку, чтобы пообедать. И тут в глаза бросился факт, которому я не придавал значения до приезда в Малайзию. Значительную долю населения страны составляют этнические китайцы, большая часть которых проживает именно на западном побережье страны, а столичный Куала-Лумпур является самым «китайским» городом Малайзии. Вот почему абсолютно все посетители кафе, в котором я находился, оказались китайцами. Обед (небольшая порция риса со свининой) обошелся в 4 ринггита. Дешево. Как оказалось, 4-5 ринггит – стандартная цена для большинства блюд в Малайзии. В отличие от Таиланда, в заведениях общепита Малайзии не подают воду. В Таиланде же воду со льдом ставят на стол по умолчанию, и она бесплатна. В Малайзии воду необходимо заказать. Если вы попросили не минералку, а обычную воду, то не исключено, что в таком случае вам принесут кипяток. С холодной водой в Малайзии проблемы. Если вы остановитесь в кафе, на автозаправке или в магазине и попросите набрать воду в пустую пластиковую бутылку, то вам могут налить крутой кипяток, от которого бутылка деформируется. Такое со мной бывало несколько раз.

Заехал в крупный прибрежный город Butterworth. Отсюда открывается хороший вид на остров Pinang и город Джорджтаун.


На Пинанг ведут два моста, есть и паромная переправа. Butterworth – красивый развитый город с высотками, огромными дорожными развязками и прочими прелестями мегаполисов. Есть фирменный веломагазин Giant. Отправляясь в Малайзию, я был готов обрадоваться низким ценам в местных веломагазинах, поскольку огромное количество брендовых велосипедов, запчастей и велосипедных аксессуаров производится именно в Малайзии, но чуда не случилось. Цены были, может, и ниже, чем в Интернет-магазинах, но ненамного.
В Butterworth меня и застал тот самый ливень, от которого я целый час прятался под навесом в автоцентре. Заметив, как долго я пережидаю дождь, сотрудники автоцентра даже предложили мне зонтик, но, как только ливень утих, я набросил дождевики на все, что можно, и вернулся на дорогу. Сплошная густая населенка не давала ни единого шанса на установку палатки в нормальном месте. Каждый квадратный метр земли был занят каким-либо строением или скрыт за забором. Сложность в поиске места для ночевки придавало и то, что после сильного дождя весь грунт размок, и нужно было искать место на возвышенности. В итоге я поставил палатку в невообразимо ужасном месте. Хуже, наверное, и представить невозможно. Я улегся спать среди кадок с декоративными апельсинами в пяти метрах от одной из самых загруженных трасс Малайзии. Это был уличный магазин по продаже декоративных и садовых растений. Другого подходящего места для палатки не нашлось. Главное, что ночь прошла без происшествий, а спать возле дороги к тому моменту я уже привык.
День 83, 10 января, 97 км
Утром жители Баттерворта и городов-спутников ехали на юго-западную окраину города, туда, где расположены промышленные предприятия. Тут и металлургия, и научные центры, и пищевые производства. Чего только нет. Заборы, заборы, ворота и опять заборы. И вот работники этих производств ранним утром ехали на рабочую смену, плотно забив трассу.
Между двух заводов нашлось место для небольшого рынка. Фрукты, овощи, готовые блюда. Рабочие сворачивали на рынок, покупали что-нибудь на обед и ехали дальше. Завернул на рынок и я. Порция острой лапши обошлась всего в 1,8 RM.
С утра солнце било прямо в глаза. Я выехал рано, раньше, чем хозяева декоративных апельсинов вернулись в свой магазин. Чуть солнце поднялось над горизонтом, началось такое пекло, какого я не видел с того дня, как покинул Таиланд. В обед я спрятался на автобусной остановке, сварил десяток яиц, вскипятил чаю. Хороший белковый перекус, прекрасно восстанавливает силы. Обнаружив водопроводный кран в закрытой кафешке неподалеку, выстирал одежду.
Через полчаса после выезда полуденная жара сменилась мощным ливнем. Дождь барабанил по крыше кафе, в котором я сидел. В электронной книге были открыты «Отцы и дети». Это был последний раз, когда моя книга включилась. Из-за высокой влажности контакты внутри устройства начали корродировать, и ничего, кроме черных полос, книга больше не показывала.
Как только дождь утих, я вернулся на дорогу. До заката дождь почти не прекращался.
Я постепенно удалялся от побережья и забирался в горы. Пейзажи вокруг начали радовать. Из-за развития промышленности и высокой плотности населения в Малайзии неуклонно сокращается площадь лесов. Естественные леса вырубаются, на их месте высаживаются пальмовые плантации. И только в центре страны, в горах, леса остаются практически нетронутыми. Именно туда я и направлялся.
Перед ночевкой остановился в придорожном кафе, чтобы набрать воды и купить вареного риса. За коробку риса я отдал всего 1 RM. Этого достаточно для ужина. Хозяйка кафе, хорошо говорившая по-английски, угостила меня жареной лапшой и кофе.
Под звуки разъяренного ливня я, хозяйка кафе и ее дочка сидели за столом и вели разговоры на разные темы. «Гитлер был русским?» - спросила меня хозяйка и вдруг, соотнеся в уме какие-то обрывочные знания из школьной программы, она поняла, что задала глупый вопрос и громко засмеялась. Отойдя от этой темы, женщина отметила, что многие малазийцы считают англичан врагами. Долгое время Малайзия была Британской колонией, и малазийцы терпели унижения со стороны англичан, поэтому отношение к бритишам у многих сегодняшних малазийцев, мягко говоря, негативное. Другая часть жителей Малайзии относится к Англии нейтрально и замечает, что без колониального прошлого Малайзия не совершила бы того рывка в развитии, благодаря которому из банановой республики страна превратилась в одного из крупнейших производителей электроники в мире.
Также благодаря колониальному прошлому английский язык является в Малайзии языком делового общения, все школьники и студенты отлично говорят по-английски, поскольку без знания языка они не смогут претендовать на квалифицированные рабочие места. В многонациональном государстве, в котором к тому же имеется огромное количество иностранной рабочей силы (из Пакистана, Непала, Бангладеш и многих других азиатских государств), английский является языком межэтнического общения.
День 84, 11 января, 113 км
Ранним утром, петляя по второстепенным дорогам, наткнулся на дерево рамбутан. Плоды этого дерева представляют собой красный шарик, покрытый такими же красными волосками. Внутри – прозрачная сладковатая мякоть с косточками.


На рынках такие плоды продаются довольно дорого. Здесь же мне разрешили набрать этих плодов бесплатно, сколько пожелаю. Дед, хозяин дерева, сперва отнесся ко мне с подозрением, но, поняв, что я не англичанин, даже вызвался подержать ветку, пока я рвал рамбутаны.

Докатил до города Ipoh (Ипо). Ничего выдающегося в городе не обнаружил. Пообедал на автобусной остановке и за городом свернул в сторону гор на трассу 185. Наконец-то появились виды, достойные внимания. Как только я приблизился к горам, зарядил дождь, не утихавший до заката. Весь день я ехал в дождевике, но промок насквозь. Свою роль сыграла и высокая влажность, и то, что всю вторую половину дня я пилил в гору, обливаясь потом.
В долинах и над горами гуляли облака. Населенки мало. Дорога проложена по довольно крутым склонам, петляя зигзагами. Несмотря на то, что дождь идет весь день, проезжая часть остается сухой. Дождевая вода бушует в сточной канаве. Струйками она стекает с холмов, потоки объединяются и выносятся в предгорья в виде мощных водяных залпов, способных вызвать наводнение.

Огромное количество осадков обрушивается на эти места. Как объяснили местные, сейчас в горах завершается сезон дождей.

И еще один случай, подтверждающий неоднозначное отношение к англичанам, произошел со мной сегодня. Я остановился возле придорожной кафешки, чтобы набрать воды. У кафе стоял хозяин заведения (дед лет 75) и, видимо, его знакомый. Во взглядах мужчин присутствовало какое-то подозрение. И только уехав от них, я понял, в чем дело. Разговор вышел такой:
«Можно у вас воды набрать?» - спросил я.
«Откуда ты?» - спросил дед.
«Я из России» - без задней мысли ответил я.
«Да, он точно из России», - удостоверил дед своего знакомого, который сверлил меня глазами, пытаясь вывести на чистую воду зашифрованного англичанина. Тогда дед протянул руку, взял пустую бутылку и отправился набирать воду. Пока вода набиралась, мужик завел со мной стандартный разговор. Было заметно, как он размяк, осознав, что я не являюсь подданным британской короны. Отъезжая от кафешки, я спросил у деда, сколько километров мне осталось до седловины (top of the pass), дед ответил, что 90. Как выяснилось позже, он приврал примерно на 45 км.
Вечером я снова остался без воды. После дождя набирать воду из падавших со склонов ручьев было опасно. Пришлось останавливать проезжавшие автомобили и просить воду.
Ночевка на высоте 1200 м. Только свернул на стоянку, как дождь прекратился. Не было его и ночью.
День 85, 12 января, 123 км
Утром я был готов к продолжению вчерашнего бесконечного изматывающего впахивания в горку на самой высокой передаче, но через 18 км после старта дорога немного выровнялась.

Я въехал в местность, называемую Cameron Highlands (нагорье Кэмерон). Это нагорье, расположенное на высоте 1100-1800 метров и отличающееся от остальных регионов Малайзии очень комфортным прохладным климатом. Мягкий климат позволяет местным фермерам выращивать культуры, не характерные для страны в целом. Это клубника, виноград, капуста, различная зелень и даже чай.
Cameron Highlands – это царство полиэтилена. По крайней мере, таким я увидел это место с дороги. Под сельхозугодья здесь отдан каждый клочок земли. Гектары теплиц, укрытых полиэтиленовой пленкой, разбросаны по холмам, куда ни глянь. Возможно, на нагорье сохранились какие-то нетронутые участки земли, но с трассы я их не заметил. В целом, местность очень красивая, летом здесь наверняка очень свежо и приятно, а сейчас, в январе, небо было затянуто серыми тучами, и стоял какой-то сентябрьский холод.
Череда спусков общей протяженностью 23 км позволила мне уже к 11 часам преодолеть 50 км. Дождь зарядил в девять утра и не прекращался до 15 часов, когда я въехал в городок Gua Musang. Выбравшись из города, нашел свободное место, надежно защищенное от дождя, и как никогда рано встал на ночевку. Это был недостроенный дачный домик. Из всей конструкции домик имел лишь несколько деревянных стоек, на которых держалась крыша.
День 86, 13 января, 150 км
Обычный «рабочий» день. Пилил с утра до вечера. Отличным от других он был только в том, что за последние несколько дней с неба не упало ни капли. Дожди остались в горах, а здесь, в долинах, над головой висели сплошные сухие серые облака.
В течение сорока километров (между 30 и 70 километром дневного пробега) – ни селений, ни заправок, ни магазинов. Только новенький асфальт и отбойники. Даже автомобили на дороге попадались редко. В густонаселенной Малайзии такое встречается довольно редко.
Крутых горок сегодня не было, зато попадалось много продолжительных спусков. Вечером пил вкусный чай с лаймом, который сорвал сам. Вдоль трассы часто продается дуриан и джекфрут. В отличие от Таиланда, джекфрут в Малайзии продают не целиком, а в разделанном виде. Дурианы предлагают по 10-15 RM за 1 кг. Недорого. Дурианы здесь продают чаще чем, бананы. Есть даже целые дуриановые «рестораны». Под навесом стоит несколько столов. Фрукт пользуется большим спросом.
Стоимость бензина на заправках сетей Petronas и Petron – 2,2 RM. Дешевле, чем в России. Наверное, бензин в Малайзии самый дешевый среди всех стран, в которых я бывал в ходе этого путешествия.
Ночевка на пальмовой плантации.
День 87, 14 января, 127 км
Как всегда, проснулся по будильнику в 6:15. Вставать раньше нет смысла – на улице еще довольно темно. Завтракать в палатке не стал. Вместо этого решил доехать до ближайшего города и позавтракать в кафе.

Ранним утром уличные кафе в г. Bentong были заполнены посетителями. В одном из кафе долго не мог дождаться, когда на меня обратят внимание (посетителей было слишком много), махнул рукой и пошел в соседнее заведение. Здесь народу было не меньше, но хозяин кафе (судя по растительности на лице, правоверный мусульманин) проявил ко мне какой-то искренний человеческий интерес и расположение. Мне было так приятно поговорить с этим человеком.
Перед Куала-Лумпуром – трехкилометровый подъем на перевал. Уклон довольно крутой, едется тяжело. Наверху – тоннель длиной около 600 метров, откуда следует спуск в город.


Длина спуска – около 20 км. В выходной день на дороге часто встречаются колонны мотоциклистов. Несутся со страшной скоростью, несмотря на часто встречающиеся дефекты дорожного покрытия. Дорога опасная, с колдобинами и резкими поворотами. На одном из таких поворотов заметил свалившуюся в кювет фуру, а на другом – разбившегося мотоциклиста из тех самых колонн.
Вдоль трассы гуляют стаи обезьян. Такой породы я еще не встречал.


В тот момент, когда перед глазами открылся вид на Куала-Лумпур, я обнаружил, что заднее колесо «поплыло». Прокол. Камера пробита тонкой проволокой, такой же, как в Непале. Место прокола обнаружил быстро и через 20 минут снова был на дороге.

Вид с холмов на Куала-Лумпур не представляет собой ничего интересного.

Окраины города застроены безликими двух- и трехэтажками, совсем вдалеке виднелись небоскребы, но их было почти не разглядеть.


О Куала-Лумпуре сложно говорить. Это город-взрыв, город, поражающий своей архитектурой, колоритом, насыщенностью и буйством жизни. Еще на севере Таиланда, вблизи мьянманской границы, когда мой маршрут плавно повернул на юг, я представил, что в конце этого долгого пути на юг меня ждет Куала-Лумпур. И вот спустя три недели я наконец-то добрался до столицы Малайзии.
По центральным улицам города колесили экскурсионные автобусы без крыши, выше них, на громадных эстакадах бесшумно следовали поезда надземного метро.

Вдоль тротуаров, по которым шла во всех смыслах разноцветная человеческая масса, индийцы и бангладешцы торговали зеленью, фруктами и свежими лепешками, из кафе и ресторанов доносились ароматы блюд всех кухонь мира. «Это малазийский Нью-Йорк», - подумал я и покатил к башням Петронас, которые то и дело пропадали из виду, скрываясь за не менее красивыми и мощными высотками.

Башни Петронас – две свечки, стоящие среди равных им по красоте небоскребов. До последнего момента, пока не окажешься у подножья башен, они не кажутся такими высокими, какие есть на самом деле (451,9 м, 88 этажей). Под небоскребами толпы туристов заняты одним – ищут удачное место для селфи.


Сидя неподалеку от башен, я связался с Абу, другом моего итальянского друга. Этот «друг друга» живет в городке Shah Alam недалеко от Куала-Лумпура. Я планировал остановиться у Абу на два дня, чтобы затем продолжить путь на Суматру.
Пытаться сориентироваться в Куала-Лумпуре без навигатора – идея совершенно бессмысленная. Имея в руках сразу два навигационных устройства, я умудрился дважды свернуть в ненужном мне направлении. Так я покружился вокруг железнодорожной станции, поколесил по узким улочкам с односторонним движением и кое-как выбрался на шоссе №2, ведущее прямиком в Ша Алам.
Абу Захрим Исмаил и его BMW F800.

Tags: bybicycle, Малайзия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments