Евгений Кудрявцев (travel54) wrote,
Евгений Кудрявцев
travel54

Shivalaya – Pike Peak – Sallery. По трекинговой тропе с велосипедом. Продолжение.

День 46, 26 ноября
Солнца не было практически весь день. Редкие просветы среди облаков позволяли увидеть белоснежные горы, которые были совсем рядом.
В обед я поднялся в Ngaur. По дороге встретил троих туристов из Каталонии, которые яростно доказывали мне, что они не испанцы. Мужики шли в Everest Base Camp. В предыдущий день они были на Pike Peak и в деталях рассказали, что меня ожидает на пути к вершине.

Наур оказался глухой высокогорной деревенькой. Видел гостиницу, совмещенную с кафе. В стороне от деревни и тропы есть Pike Peak Base Camp Hotel, который оказался закрыт. Я специально наведался туда, чтобы разузнать меню и цены на блюда. В деревне хозяйка гостиницы хотела 300 рупий за тарелку лапши. Понятно, что деньги нужны всем, но ведь мне они нужны не меньше других. Тем не менее, риса и лапши б/п у меня оставалось на две варки. Был еще спасительный арахис, на него возлагались все надежды.
В 16:40 поднялся на отметку 3830 м. Из растительности осталась лишь трава и редкий кустарник. Деревья закончились на высоте около 3750 м.
С высоты 3830 виден дом справа. Возле дома есть вода. Видно, что люди в доме живут только летом. Сейчас, накануне зимы, каменное строение пустовало. Лишь следующим утром, когда небо прояснилось, я увидел, что в двухстах метрах от первого дома стоит второй, жилой, возле которого с лаем бегала собака. А где собаки, там и люди.
Других источников воды, кроме того, что находится возле этого дома, на пути от Наура до Пика нет, за исключением слабенького ручья, теряющегося среди камней и болотной топи на высоте около 3650. В это подмерзшее болото я провалился правой ногой, когда решил во что бы то ни стало набрать воду из ручья. Нога ушла в холодную жижу по щиколотку, но этого было достаточно, чтобы промочить ботинок и штанину.
Высота 3830 стала местом моей ночевки. Подниматься выше было бессмысленно, хотя время оставалось.
Ночь обещала быть холодной. Не дожидаясь заката, я быстро поужинал и лег в спальный мешок. В ожидании холода пролежал без сна почти до полуночи. Холод так и не наступил. Поблагодарить за это стоит мой спальный мешок, потому что вода в палатке все-таки замерзла.

День 47, 27 ноября
Все возможно. Эти слова я повторял с начала моего пешего пути по Гималаям. Сегодняшний день стал для меня настоящим испытанием на мужество, силу воли и готовность идти до конца.
Ночь, повторюсь, была холодной, но только не для меня, лежавшего в теплом спальном мешке. В конце ноября на высоте 4000 метров ночь попросту не может быть теплой. Мои контактные линзы, отмокавшие ночь в кислотно-щелочном растворе не замерзли только потому, что температура замерзания у этого раствора несколько ниже нуля. Вода в бутылке трещала кристалликами льда.

Выйдя из палатки, я обнаружил, что все вокруг было покрыто толстым слоем инея. Поздним вечером через гребень, на котором стояла моя палатка, шли облака. Влага, содержавшаяся в них, конденсировалась и замерзла на траве, кустах, моей палатке, велосипеде, а также ботинках и штанах, которые я оставил на улице для вымораживания влаги. Результат получился ровно обратный: вещи пропитались влагой еще больше.

Не дожидаясь солнца (оно было за Пиком), я собрал вещи. Тент палатки отвердел и не хотел утрамбовываться в крохотный чехол. Я решил все-таки дождаться солнца и наблюдал, как оно растворяет тень и топит иней на склонах холмов. Солнце вышло неуверенно. Тент палатки не размораживался. Тогда я силой смял его, коленкой вдавил в чехол и застегнул слабую молнию.
Вышел на тропу.

На моем пути лежала вершинка высотой около 80 метров относительно места ночевки. Руки, крепко сжимавшие ледяной велосипед, мгновенно замерзли, пальцы беспомощно согнулись и не помещались в перчатки. Отогреть их мне не удалось, поэтому мысли о фотосъемке этим утром пришлось отбросить. К тому времени солнце скрылось за волной облаков, которые медленно наползли с запада.
Поднявшись на вершинку, я увидел массивную заиндевелую и дышащую холодом гору, Пике Пик. Она казалась такой далекой, высокой и недоступной, что меня пронзило сильное сомнение в том, что я смогу пройти Пик со всей своей ношей. На высоте 4000 метров в условиях холода и чувства одиночества все физические величины (масса, длина или температура) многократно увеличиваются. Расстояние кажется больше, снаряжение – тяжелее, воздух – морознее. Пике Пик стоял передо мной недоступной вершиной, белым неподвижным существом, разумным и чутким.
Я решил, что даже если мне не суждено пройти Пик, я должен забраться на него без вещей. Так и сделал. Поместив окоченевшие руки в карманы ветровки, я пошагал вверх, следуя по ярко-оранжевым меткам, которые вели строго в небо подобно огням взлетно-посадочной полосы. На севере открывался восхитительный вид на Гималайский хребет с Эверестом, Чо-Ойю, Макалу и другими высочайшими в мире горами. Перед моими глазами, на моей высоте проплывали по направлению к Эвересту легкие белые пассажирские самолетики. Я был практически в небе и не представлял, что ждет меня выше.
Я находился в холодных ноябрьских горах один. Воды и еды оставалось всего на одну варку. Тем не менее, я не паниковал и постоянно прокручивал в голове варианты дальнейших действий, пути отхода, способы выхода из ситуации. Выходов было несколько, что давало мне определенную свободу действий. Я не беспокоился за себя. Волнение вызывали лишь мысли о тех, кто ждет от меня весточки, слов о том, что со мной все в порядке.
Подъем занял не более пяти минут. Ближе к вершине тропа была не то рубленой, не то выложенной тонкими каменными плитами. Шагалось легко, благодаря ритмичным движениям я отогрел руки и согрелся сам. Поднявшись на Пик (4065 м), я увидел, что в гряде облаков вдруг образовалось окно, сквозь которое проглядывало солнце.

Вершина Пика ярко освещалась, флаги, растянутые вокруг груды камней, были озарены солнцем и живо колыхались под ветром. Я увидел оранжевые метки, уходившие на спуск с Пика. В тот же миг среди расступившихся облаков показалась тропа и широкая зеленая долина внизу. Этот просвет вызвал во мне прилив уверенности.

Сознание тонуло под шквалом мыслей об успешном завершении начатого. «Все возможно», - в который раз повторил я и поспешил вниз. Рюкзак и велосипед лежали на разных высотах вдалеке друг от друга. Первым я поднял на Пик рюкзак, затем вернулся за велосипедом. Покрутившись на вершине, сфотографировав все, что можно, я пошел на спуск с Пика.

Тропа была завалена камнями. Шел очень медленно, но, главное, в нужном направлении. С высоты 3700 увидел дома вдалеке и с той поры был уверен, что все будет хорошо. В то же время на тропе показался ужасный каменный завал. Вернее, тропа нырнула в расщелину между массивных скал.

Пришлось спускаться по практически вертикальной каменной лестнице. Велосипед, который я держал за багажник, беспомощно висел в руке. Сам я спускался следом с рюкзаком за плечами. После завала начался лес с неприятной каменистой тропой. Пройдя лес, я оказался на высоте 3550, перед домами, что видел сверху. Здесь находился гестхаус, в котором можно было хорошо пообедать. Большая тарелка макарон и горячий шоколад обошлись в 250 рупий.

Здесь, возле домов, находилась развилка на Джунбеси и Лодинг. Основная маркированная тропа в Джунбеси вела наверх, тропа в Лодинг, без всяких меток, вела вниз. Естественно, я не пошел в Джунбеси.
Пройдя Пике Пик, я понимал, что все пережитое мной в Индии и Непале (проблемы со здоровьем, срезки маршрута и прочее) происходило ради того, чтобы я поднялся на этот Пик. Это было крайне тяжелое мероприятие, самая сложная из всех туристических затей, что я когда-либо предпринимал в жизни, и она завершилась успехом. Подчеркну, что это не было глупое жонглирование своей жизнью, не попытка доказать что-либо себе и другим. Это был интересный и очень сложный лично для меня велотуристический эксперимент. В результате я, как и планировал, соединил в велопоходе две географические точки, не имеющие прямого транспортного сообщения: Шивалайю и Саллери.
Да, в своем повествовании я еще не добрался до Саллери, поэтому продолжу.
От развилки сквозь влажный замшелый лес я спустился на высоту 2986 и заночевал. Проблем с водой на спуске нет. Тропу то и дело пересекают ручьи.

Эта ночь здесь была гораздо теплее, чем под Пиком. Вечером я мог позволить себе лежать в палатке без спального мешка. Выпил сладкого чая, почитал «Российскую газету» от 6 октября, что прихватил еще в самолете, и заснул с наслаждением о прожитом дне.
Позже, оказавшись в Катманду, проверив пройденный маршрут, я выяснил, что та точка, на которую я забрался с волей в кулаке, не была Пике Пиком. Pike Peak был чуть в стороне, я проходил мимо него, когда спускался вниз. Стоя на вершине и глядя в навигатор, я видел, что мое местоположение не совпадает с забитой в прибор точкой, но не придал этому значения. Подлинный Пике Пик не был виден из-за облаков, и я смог разглядеть его только на спуске. Проходя мимо подлинного Пика, я впервые засомневался в том, что действительно побывал там, где планировал, но, сверив карты, понял, что промахнулся. Могу со 100%-ной уверенностью сказать, что эта ошибка не имеет никакого значения. Разница высот между Ложным Пиком Пик (такое название дал я посещенной горе) и подлинным Пиком составляет около 20 метров. Ничто. Усилия, которые я должен был предпринять, чтобы подняться на подлинный Пик, могли доконать меня окончательно. Мне было бы необходимо вновь набрать около 300 метров высоты. Даже без вещей сделать это было трудно. Да и облачность, которая закрывала весь вид на хребет, сделала бы бессмысленным подъем на очередную высоту.
Серьезные пешие туристы и зубры спортивного ориентирования посмеются надо мной, но на лавры матерого лоцмана я и не претендую. Мужик из Геленджика, которого я позже встретил в Катманду и который исходил Непал вдоль и поперек, сказал, что если я был в тех местах с велосипедом, то я могу считать, что был на Пике Пик дважды.