Евгений Кудрявцев (travel54) wrote,
Евгений Кудрявцев
travel54

Categories:

Агра. Тадж-Махал

Одно из семи чудес света, самую известную достопримечательность Индии, Тадж-Махал, посетил я сегодня утром. Строительство этого грандиозного по размаху и красоте храмового комплекса завершилось в 1653 году. Повелитель Империи Великих Моголов Шах-Джахан построил его в память о своей супруге Мумтаз-Махал, скончавшейся при родах четырнадцатого ребенка. О том, как строился храм, вы можете почитать в Википедии, а то, как он выглядит через четыре века после строительства, я покажу на своих фотографиях.

Если честно, я бы так и не побывал в Тадж-Махале, если бы меня не попросили. Входной билет в комплекс Тадж-Махал для иностранцев стоит необоснованно дорого, в 25 раз дороже, чем для граждан Индийской Республики. Тысяча рупий против сорока соответственно.

Утром 31 октября я вышел из хостела «Три мушкетера», где проживаю уже третий день, и направился в сторону комплекса. От хостела до восточных ворот Тадж-Махала – всего полтора километра. В километре от входа в комплекс на улице East Gate Road находится билетная касса, стоянка электрокаров и автобусов на электротяге, которые могут подвезти вас до ворот Таджа. Рикши, стоящие рядом, за километр поездки просят 50 рупий. Свои услуги они предлагают очень навязчиво, как и зазывалы в расположенных поблизости ресторанах и торговых лавках. «Мистер, хэллоу, мистер, тук-тук, плиз, вэри чип, мистер, вэлкам, фифти рупиз онли», - через каждые двадцать метров бубнят, протягивая худые руки, мото- и велорикши.
В билетной кассе несколько окошек: для индийских мужчин, индийских женщин и иностранцев. С горечью достаю из сумки две пятисотенные купюры, на которые мог бы питаться в Индии дней пять. Протягиваю деньги в окошко и получаю входной билет с фиксированной датой, 31 октября. Тут же зазывалы предлагают услуги гида, фотографа и т.д. К кассе также, кстати, можно купить билет на ночную экскурсию по Таджу. Это имеет смысл, так как в лунную ночь беломраморная усыпальница окрашивается в серебристые тона. В разное время суток, при разном освещении Тадж-Махал приобретает совершенно уникальные цвета, поскольку мрамор, которым облицован фасад здания, полупрозрачный.

Подойдя к восточным воротам, я с удивлением обнаружил полное отсутствие очереди. Я уже бывал здесь в день приезда в Агру. Тогда, в 16 часов, перед входом выстроилась очередь длиной около 80 метров.
Контролер на входе дважды пробил мой билет дыроколом. Погасить билет можно было бы с помощью QR-кода, который зачем-то нанесен на билет, но, раз дырокол, значит, дырокол. Затем меня прогнали через рамку металлоискателя, а обе моих сумочки направили в сканер. Меры безопасности серьезные. Как-никак, Тадж-Махал – объект, занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Нужно соответствовать.

После входа в комплекс я оказался на площади перед мечетью, являющейся своеобразными воротами в парк перед главной усыпальницей комплекса. На эту площадь сходятся посетители, вошедшие через восточные и западные ворота. Существуют и южные ворота, но проход через них закрыт. С площади через ворота, которые сами по себе являются шедевром архитектуры, посетители попадают в парк, с фонтанчиками посреди зеркальной глади воды, мраморными тропинками и газонами. Через арку входа виднеется Тадж-Махал, величественный и завораживающий. Он, кажется, сливается с небом, а отраженный в воде выглядит вдвое выше.

Сотни туристов вокруг вызывают у меня умиление. В парке Тадж-Махал ежесекундно производится гигабайт цифровых фотографий и видеороликов. Селфи на фоне Таджа, групповые портреты, Тадж на ладошке – все это здесь и сейчас пишется на карты памяти, чтобы затем разлететься по всему миру. Тадж-Махал – одна из самых узнаваемых и известных достопримечательностей мира, поэтому каждый день здесь появляются туристы со всех континентов, всех уголков планеты. На входе в парк я услышал славянскую речь, что-то вроде чешского или сербского языка. Оказалось, семья приехала из Словении. «Как тебя зовут?» - спросил меня словенец по-русски. Позже я услышал русскоговорящего экскурсовода. Оказалось, он сопровождал туристов из Туркменистана. Здесь весь мир, подумал я, и, раздвигая мир локтями, пошагал в сторону белоснежного чуда.

По пути к Таджу я побывал на нескольких выгодных точках для фотосъемки. Это высокие площадки, с которых можно увидеть Тадж-Махал, отраженный в воде. На одной из таких площадок установлена легендарная скамейка Леди Ди – мраморная лавка перед Тадж-Махалом, на которой во время своего приезда в Агру сфотографировалась британская принцесса Диана. Посидел на этой скамейке и я, после чего, разувшись, поднялся в мавзолей. Войти непосредственно в Тадж-Махал можно лишь босиком или в бахилах, которые выдают перед подъемом на площадку, где расположена усыпальница.

Для путешественников, исповедующих ислам, Тадж-Махал – это, прежде всего, религиозная достопримечательность, мечеть. Поэтому внутри Таджа, несмотря на просьбу сохранять тишину, приверженцы ислама громко обращаются: «Аллааа…». И эхом их голос множится под сводом семидесятиметрового купола Тадж-Махала. Внутренняя отделка храма выполнена в тех же цветах, что и фасад. Освещение внутри очень слабое. Кроме естественного освещения, которое обеспечивается несколькими окнами, в мечети имеется всего одна лампа, которая освещает надгробия, под которыми покоятся тела Шах-Джахана и Мумтаз-Махал. Рассмотреть детали надгробий мешает резная мраморная изгородь, установленная вокруг. Экскурсоводы держат в руках фонарики и прикладывают их к элементам отделки мавзолея. Драгоценные и полудрагоценные камни под светом фонарей светятся красным и зеленым.
Внутри и снаружи Тадж-Махал поражает не столько красотой и богатством (безусловно, работа и материалы, вложенные в строительство, стоили колоссальных денег), сколько мастерством проектировщиков и строителей. Четыреста лет назад над созданием Тадж-Махала трудились лучшие мастера современности. Качество их работы поражает до сих пор. Фантастически красивая резьба по мрамору, цветная мозаика с неповторимыми орнаментами – все это можно разглядывать бесконечно, если бы не спина, которую отчего-то прихватило, и тысяча рупий, из-за которых я не смогу прийти в Тадж на следующий день. А хотелось бы.

Выйдя из мавзолея, туристы расположились на мраморных ступенях здания, легли и уселись на полу вокруг. Прогулка по комплексу отнимает много сил. Я тем временем осматриваю детали внешней отделки Таджа: мраморные цветы, мозаику из неизвестных мне камней, резные мраморные решетки на окнах. Фантастически тонкая ручная работа, которой восхищаешься до глубины души. Рад, что увидел эту красоту.

Направляясь к выходу, свернул в музей Тадж-Махала, где представлены различные документы и артефакты, касающиеся строительства храма. Большинство документов подписаны или написаны рукой самого Шах-Джахана. Экспозиция очень маленькая и имеет значение, наверное, для глубоких ценителей истории, нежели для обывателей. Комната, где представлено холодное оружие начала XVII века, кажется интереснее, но экспонатов там совсем немного.

И, наверное, самое интересное, что я узнал о Тадж-Махале, посетив музей, это то, что при отделке мавзолея использовался уральский малахит. На карте, отражающей географию поставок материалов для строительства и отделки Тадж-Махала, значится Россия. Очень интересно. Также некоторые камни поставлялись Шах-Джахану из Хотана, нынешний Китай (зеленый нефрит), Тибета, Афганистана, Ирака и многих других регионов Азии.
Подытоживая, могу сказать следующее. Чтобы ослепительно сиять среди индийского г…на, нужно быть невероятно крупной и красивой жемчужиной. Тадж-Махал является ей.
Tags: bybicycle, Индия, Уттар-Прадеш
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments