Евгений Кудрявцев (travel54) wrote,
Евгений Кудрявцев
travel54

Из Чандигарха - в Шимлу

4 день, 10 октября, 70 км
Утром, через несколько минут после выезда, я оказался у подножия гор. Они виднелись вдалеке, и с каждым километром силуэт их становился всё более отчетливым, пока не началась классическая горная дорога, с крутыми поворотами, прижимами и потрясающими видами вокруг. Зеленые холмы стояли в легкой дымке весь день.

До полудня я поднимался вверх до отметки 1720 метров.

Ее можно назвать седловиной перевала. Протяженность подъема – 40 км.

Уклон изнуряющий, но терпимый. Вдоль дороги часто встречаю крупных шерстистых обезьян. Выглядят злобно, но близко не подпускают, боятся.

Поднимался с частыми остановками: то в магазин зайду, то в тени посижу. Ехать без остановок невозможно. Для тех, кто далек от велотуризма и туризма вообще, объясню, что подняться с высоты 400 метров до высоты 1720 метров – все равно, что пешком подняться на крышу дома высотой 1320 метров, по пути вернувшись на пару сотен метров вниз и вновь продолжив путь наверх.

В одном из кафе на подъеме познакомился с актером индийских телевизионных шоу, которые ехал в Мумбаи на съемку. Он угостил меня чебуреками с картошкой. Было приятно пообщаться с человеком, говорящим по-английски не хуже, чем я, хотя английский у меня так себе.
После седловины – спуск в живописный город Солан (миниатюрную версию Шимлы).


На одной из улиц города раздавали чистую воду для малоимущих и всех желающих. У огромного количества индийцев до сих пор нет доступа к чистой питьевой воде.

Из Солана вновь начался подъем. Ночевка на высоте 1620 метров.
5 день, 11 октября, 84 км.
Если во время путешествия по Индии вы встали на ночевку в хорошем укромном месте, то, выйдя из палатки поутру, вы обязательно обнаружите вокруг несколько человек, пришедших в это укромное место в туалет. Так произошло и на этот раз. Туалетов на дороге гораздо меньше, чем закусочных, также туалеты имеются не во всех жилых домах, поэтому жители Индии каждое утро заняты поиском тихого уголка, чтобы посидеть там наедине с собой.
Утром, пока собирал вещи, заметил, как с крыши соседнего здания за мной наблюдает обезьяна. Вроде бы смотрит на меня, а вроде бы в никуда.

На двадцатом километре начались горки (дорога пошла вверх), увеличился трафик. Дорога была забита транспортом, и из-за выхлопных газов стало тяжело дышать. За два часа преодолел 24 км и въехал в Шимлу.

Город сразу поразил своим размахом и высокой плотностью застройки. Яркие разноцветные домики были повсюду.
Вдоль дороги в ожидании школьных автобусов выстроились дети.
Самых маленьких детей провожали родители. Школьников развозят не только привычные желтые автобусы, но и специально выделенные автобусы полиции или пограничной службы.

Отдельного знака, обозначающего въезд в Шимлу, нет. Отличить ее от пригорода нельзя, разве что таблички Shimla Traffic Police говорят о том, что вы уже в городе.
Шимла прекрасна, у нее есть свой неповторимый дух. Город сложно фотографировать – мешает теснота, обилие транспорта, рекламных растяжек, но в один момент ты понимаешь: вот он, открыточный вид города. И все снимки, сделанные ранее, теряют ценность.



Остановился в кафе, за кефир, лепешки и слойку с мясом отдал 90 рупий. Буквально через 200 метров после выезда из кафе встретил BMW с синими дипломатическими номерами. Внимание на номера обратил, конечно, не сразу, а уже после того, как вступил в долгий разговор с людьми, находившимися в машине.
«Скажите, вы сильно торопитесь?» - спросила меня пассажирка автомобиля по-русски. «Вы не представляете, как я тороплюсь», - без удивления ответил я. Мы остановились, и в беседе выяснилось, что пассажиркой была корреспондент ТАСС в Индии, а за рулем автомобиля – старший советник Посольства Российской Федерации в Индии. Мы договорились об интервью в каком-нибудь удобном месте наверху. В ходе беседы я получил ряд полезных советов о том, какие места стоит посетить по дороге в Манали, узнал о состоянии дорожного покрытия на Ротанге. Вдобавок у меня появились контактные данные Российского Посольства в Дели на случай непредвиденных обстоятельств.
Перед выездом из города я постарался осмотреть Шимлу как можно подробнее.




Из-за того, что мне необходимо быть на перевалах Ротанг и Кунзум как можно раньше, каждый день я стараюсь проехать как можно большее расстояние. Ходовой день длится с восьми часов утра до шести часов вечера. В середине октября дороги на перевалах выше 4000 м могут быть закрыты из-за снегопадов, поэтому я тороплюсь.
Из Шимлы, с высоты 2200 метров, дорога спустилась на высоту 1400 метров, и затем вновь поднялась на несколько сотен метров, перевалив небольшой хребет.


Еще в Шимле я свернул в неверном направлении, поэтому в Манди мне предстояло идти не по намеченному маршруту, а через Барману.
Рельеф в горных районах штата Химачал Прадеш довольно сложный для прохождения в седле велосипеда. В подъемы часто приходится заезжать на самой высокой передаче (1х1). Спуски стремительные. Качество асфальта в основном не вызывает нареканий, поэтому вниз удается буквально лететь на скорости до 35 км/ч. Вся ответственность здесь лежит на тормозах. Они справляются отлично. Это дисковая механика Avid BB7. Стараюсь быть как можно более осторожным и внимательным, не поддаюсь эйфории. Движение здесь довольно спокойное. К велосипедистам в Индии относятся с вниманием. Ни разу меня не обгоняли в притирку, не разу не вовлекали в аварийно опасную ситуацию, разве что среди местных водителей есть ужасная привычка останавливаться через десять метров после обгона. В России за такое бьют в лицо, в Индии же – обычное дело. В Индии вообще нет агрессии на дороге. Все сдержанны и терпеливы, если не считать непрекращающихся гудков, которые раздаются в случае малейшего затора. Гудят все, по поводу и без. О природе индийского гудка можно писать докторскую диссертацию.
Место для ночевки искал уже в темноте. Палатку ставил в четырех метрах от дороги, скрывшись за деревом, что обезопасить себя от транспорта, который продолжал движение всю ночь.

Об использовании рабочей силы в Индии
Как известно, в Индии проживает более миллиарда человек, поэтому огромное количество практически бесплатной рабочей силы имеет повсеместное использование. В сельском хозяйстве, дорожном строительстве и многих других сферах используется грубый ручной труд. Я увидел его еще в Дели (грузовые велорикши). Миллионы человек из дорожной полиции ежедневно заняты лишь тем, что стоят вдоль дорог (часто под солнцем, без головных уборов) и крутят палкой, сообщая водителям, что путь впереди свободен и безопасен. В горах на километре дороги может стоять до ста человек. Это касается тех участков, где происходят масштабные ремонтные работы. На хайвеях людей с палкой меньше, но можно было бы и вовсе обойтись без них.
На реконструируемом горном участке дороги до Солана трудится не менее тысячи дорожных рабочих. Кто-то дробит камни кувалдой, кто-то машет киркой, выковыривая эти камни из склона. На крохотном участке длиной 30 метров может быть занято до пятидесяти человек. Только так можно подчинить себе эти горы. Индийцам это под силу – качество дороги до Шимлы довольно высокое. Параллельно с автодорогой проложена железнодорожная узкоколейка шириной не более метра.

Поезда крошечные, будто из детской железной дороги.
Tags: bybicycle, Индия, Химачал Прадеш, Шимла
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments