Евгений Кудрявцев (travel54) wrote,
Евгений Кудрявцев
travel54

Categories:

Тремп. Израильский автостоп

Как я стал автостопщиком
Резкое падение курса рубля по отношению к большинству мировых валют ограничило возможность выезда в дальнее зарубежье для многих путешествующих россиян. Подросли цены на авиабилеты, гостиничные номера, путевки, аренду транспорта и всё-всё-всё, что входит в статьи расходов рядового туриста. С октября 2014 года курс нового израильского шекеля (NIS) по отношению к рублю вырос более чем в полтора раза.


(без названия)


С 10 рублей на момент моей первой поездки в Израиль шекель подорожал до 17 рублей во время второго резкого падения курса рубля в сентябре 2015 года. Авиаперевозчики отреагировали на текущую ситуацию в экономике и повысили цены на билеты. Летать в Израиль «Аэрофлотом» и «El Al» (главная авиакомпания Израиля) стало чуть дороже, а вот «Трансаэро», которая перед своим банкротством шла наперекор законам рынка и вела активный демпинг, отдавала билеты по дешевке. Слетать из Новосибирска в Тель-Авив и обратно (через Москву) стоило от 14 до 20 тысяч. Бывали и такие дни, что на сайте «Трансаэро» можно было найти билеты за 12, но я промахнулся и купил за 20.
В общем, ситуация с рублем вынудила меня составить план ультрабюджетного путешествия по Израилю, исключив из него все затратные статьи, будь то платный наземный транспорт, питание в забегаловках и проживание в гостиницах или хостелах. В принципе, я путешествую так и по другим странам (ни разу не останавливался в гостинице), но в Израиле я вообще планировал едва ли не зашить рот. Поскольку цены на жилье для туристов в Израиле являются неадекватно высокими и, наверное, одними из самых высоких в мире, а чеки в ресторанах примерно равны средним российским зарплатам, то мои меры экономии должны были сократить расходы на мою поездку вдвое или втрое.


Первоначально, средством передвижения по Израилю был выбран привычный и любимый велосипед. Для маршрута поездки я выбрал известную многим национальную израильскую тропу «Швиль Исраэль», соединяющую все основные достопримечательности по всей стране. Это прекрасный способ увидеть весь Израиль. Тропа начинается в кибуце Дан на самом севере, у границы с Ливаном, и тянется через Голанские высоты, долины центра страны и пустыни юга до самого Эйлата. В октябре должно было быть не так жарко, и Швиль был очень интересной затеей. Однако, с ней пришлось распрощаться. Сразу после покупки билетов я написал в «Трансаэро» и узнал, сколько они хотят за перевозку велосипеда. Такой уж я скупердяй, что, узнав о сумме в шесть тысяч рублей, решил отказаться от идеи с велопутешествием. Тут же проработал автобусный и поездной вариант поездки. Увидеть можно было бы практически то же, что и с велосипедом, и даже больше. Тогда мне показалось, что велосипед мог стать препятствием для экскурсии по Старому городу в Иерусалиме и многим другим достопримечательностям. И это действительно так.
Путешествовать на велосипеде я собирался один, но как только планы сменились, и в перспективе замаячили автобусы и поезда, у меня тут же появились попутчики в лице моего брата и его девушки. Они же подкинули идею, что если путешествовать ультраэкономно, то нужно делать это автостопом.


(без названия)

Опыта автостопа до поездки в Израиль у меня не было совершенно. Мои товарищи ездили стопом в Горный Алтай и приблизительно знали, как это – стоять на обочине с вытянутой рукой и поднятым вверх пальцем. Конечно, до этого я много читал об автостопе, знал некоторые технические моменты этого спорта (а автостоп, безусловно, вид спорта), но сама атмосфера, ощущения автостопщика были мне незнакомы.
Суть
С 28 сентября по 13 октября мы объехали автостопом практически весь Израиль. Около 700 километров дороги заняли больше двух недель. Без остановок на морях всю поездку можно с легкостью уложить в 5-7 дней.
Маршрут поездки: НЕстолица Израиля Тель-Авив – живописные скалы на побережье к югу от Нетании – сама Нетания – Кесария с ее неоправданно дорогим парком древнеримских развалин – Хайфа с витиеватыми улочками и садами Бахаи – вонючий, но прекрасный Акко – священный для иудеев город Цфат с его безумно красивыми окресностями – поросший камышом берег озера Кинерет (небезызвестное Галилейское море) – столица хлебосольной Галилеи жаркий город Тверия – самый арабский город Израиля Нацерет-Илит – пресная москвообразная окольцованная Афула – межвежьеугольный Бейт-Шеан – марш-бросок по Палестинским территориям по пути в Иерусалим – Иерусалим с его суккотными торжествами – Палестинские территории по пути на Мертвое море – северное Мертвое море, настоящее море, а не южная бассейноподобная лужа – Эйлат – прижатый к Сектору Газа Пицек – русскоговорящий Бат-Ям с его восхитительным променадом – на градус (до + 28°С) за две недели остывшее Средиземное море в Тель-Авиве.


(без названия)

Итак, автостоп в Израиле есть, автостоп хороший. Автостоп в Израиле называется «тремп». Тремпом передвигаются солдаты-срочники, евреи-ортодоксы, студенты, туристы и даже дети. Переезды чаще всего локальные, километров на 30-40. Однако небольшие размеры страны позволяют гражданам жить и работать в разных концах страны. Например, житель кибуца под Ашкелоном может мотаться на работу на Мертвое море, а житель Тель-Авива ежедневно гонять свой автомобиль в Хайфу или Иерусалим. Как правило, такие люди едут одни, что есть большое благо для автостопщиков.
Вообще в Израиле принято подвозить, особенно это касается жарких сухих пустынь юга, хотя в принципе сухим и жарким является вся страна, и на берегу Кинерета, на севере, ничуть не прохладнее, чем на юге в районе Мицпе-Рамона. Тем не менее, водители с жалостью относятся к тем, кто стоит на солнцепеке у края дороги, и охотно подбирает автостопщиков. В целом, за день по Израилю можно проезжать по 300 и более километров. На севере чаще готовы подвезти на 10-20 км, на юге с одним водителем можно преодолеть 100 и даже 200 км.
Передвигаться стопом по Израилю, как и во многих других странах мира, лучше всего вдвоем или в одиночку. Связано это с тем, что дальнобойщики, представляющие для стопщика наибольший интерес, не могут взять в кабину более чем двоих человек. Соответственно, за все две недели поездки мы ни разу не ездили на грузовиках. В Израиле с невообразимой ответственностью подходят к соблюдению правил дорожного движения, поэтому ни о каких «посидеть на коленках», прокатиться в кузове или на крыше речи быть не может. Каждому пассажиру – свое место, причем каждый пассажир обязательно должен быть пристегнут, даже если он сидит на заднем ряду легковушки. Штраф за непристегнутый ремень платит и водитель, и пассажир.
Составить общий портрет среднестатистического «подвозильщика» в Израиле невозможно. Нас возили евреи светские и ортодоксальные, друзы и арабы, выходцы из стран СССР – литовцы, кыргызы, украинцы и русские, подвозили молодые и старики, мужчины и женщины, бедные и небедные, подвозили медики и охранники, рейнджеры и инженеры, программисты и безработные. Подвозили доктора наук, люди с двумя и тремя высшими образованиями и те, кто всю свою жизнь занимался изучением одной лишь Торы. Среди них не оказалось ни одного деньгопроса, то есть ни до, ни после поездки в том или ином автомобиле между водителем и нами ни разу не возникло разговоров об оплате за проезд. Исключение составил дедуля, подвезший нас 120 километров до Иерусалима, но в том глухом месте, откуда мы выбирались, шансов, что хоть кто-то едет в столицу в пустой машине, были малы, и мы сразу предложили деду деньги за проезд.


(без названия)

Подвозят все. Подвозят на самых разных машинах, причем размер автомобиля никак не связан с желанием и возможностью водителя взять на борт троих пассажиров. Главное, чтобы в машине было три свободных сиденья. Таким образом, около трети всех пойманных машин были размером с Дэу Матиз или чуть больше того. В Израиле вообще большую часть автомобилей составляют малолитражки. Это связано с огромными ввозными пошлинами на авто, которые двукратно увеличивают стоимость машины относительно изначальной цены. Также это связано с высокой стоимостью бензина, страховки и при этом, парадокс, большим количеством автомобилей в стране, из-за чего мест для парковки внедорожников или обычных седанов попросту не хватает. Вот и довольствуются люди такими «клопышами», как Hyundai Getz, KIA Picanto, Nissan Micra и т.п. Причем никаких комплексов на этот счет у водителей не возникает. Евреи известны своей практичностью, поэтому больше всего в Израиле ценится не то, что дорого и красиво, а то, что практично. Отсюда и сто тысяч электровелосипедов на дорогах страны, которым не страшны пробки и которые сводят практически к нулю семейные расходы на транспорт.
Так вот, если вас трое, то остановиться перед вами может любое авто, кроме грузовика. В любой точке страны найдутся таксисты, готовые «по цене билета в автобусе» подбросить вас до ближайшего города или до автовокзала. Мы услугами такси не пользовались, хотя таксисты зазывали иногда очень навязчиво. Особенно много таксистов в курортных городах: Эйн Бокек, Эйлат, Тверия. Считается, что такси в Израиле дорогое, поэтому совершить поездку по цене автобусного билета можно далеко не везде.
Самыми удобными точками для стопа являются автобусные остановки и остановочные карманы на выезде из населенных пунктов. Просто на скоростной трассе остановится далеко не каждая машина, так это вроде бы запрещено правилами. Однажды нас подобрал с трассы один парень, но он взял нас только ради того, чтобы объяснить, что стопить прямо на трассе нет смысла – остановка здесь запрещена. В остановочных карманах и на остановках водители тормозят охотно.




И все же, какие опасности поджидают автостопщика в Израиле? Если дружить с головой, то никаких. Коренные жители (евреи, друзы и даже израильские арабы), выходцы из Европы и бывших Советских республик не таят в себе никакой опасности. Вы можете смело садиться в их машину, беседовать с ними на любые темы, конечно, соблюдая рамки приличия и никого не оскорбляя. Сразу после посадки объясните, что вы турист, приехали из такой-то страны, и тогда к вам будут относиться несколько проще, даже чем если бы вы были местным. С особой осторожностью следует садиться в автомобили с белыми и зелеными номерами. За рулем тех и других сидят жители Палестинской автономии. Конечно, они не пырнут вас ножом, как только вы попадете в салон, но сам факт проезда в машине вместе с палестинцем может вызвать ряд вопросов у израильской полиции. Автомобили обычных израильтян имеют желтые номера. Красные номера – у полицейских, черные – у военных. Ни те, ни другие пассажиров на борт не берут, но полицейские могут остановиться рядом с вами, чтобы спросить, все ли у вас в порядке. Как правило, полицейские в Израиле вообще не тревожат туристов и даже не спрашивают документов.

(без названия)

(без названия)

Стать жертвой террористической атаки (в последнее время они чаще всего направлены на ортодоксальных евреев, солдат и полицейских) практически невозможно. Крайне редки в Израиле изнасилования, поэтому одинокие девушки могут чувствовать себя комфортно в любой точке страны, однако, это не означает, что вы должны пренебрегать элементарными нормами безопасности.
Какие наиболее опасные места можно отметить на карте Израиля. Обычно иностранным туристам не рекомендуют посещать Палестинские территории, за исключением Вифлеема и территорий, подконтрольных Израилю.
Палестина поделена на зоны в зависимости от власти, главенствующей на той или иной территории.
Зона А – территория под полным контролем палестинской администрации, военным и административным; туда запрещён вход всем израильским гражданам, в том числе армии. Визит туристов с Российским паспортом не запрещен, но влечет ряд проблем на въезде обратно в Израиль. Сектор Газа, Рамалла, Вифлеем, Дженин, Наблус, Хеврон, Тулькарм, Восточный Иерусалим.
Зона В – территория под административным контролем палестинской администрации; туда нельзя заходить израильской полиции, в том числе пограничной. Множество анклавов на Западном берегу реки Иордан, окруженных Зоной С. Посещение более-менее безопасно.
Зона С – территория под полным израильским контролем (туда нельзя уже палестинским полицейским).
Наиболее сложно дела с автостопом обстоят вблизи границ Израиля и Палестинской национальной автономии. Водители опасаются подбирать людей в этих местах. Так, в поисках машины на Мертвое море мы около часа провели на точке в Восточном Иерусалиме. В двухстах метрах от нас стоял шестиметровый забор, отделяющий Израиль от Палестины, в 500 метрах полицейские боролись с подростками, бросавшими с горы камни на проезжавшие по трассе автомобили. Вторая тяжелая для стопа точка находилась в Бейт-Шеане. Эдакий медвежий угол, откуда едут либо в Иорданию, либо в Иерусалим и на Мертвое море через Зону С.


(без названия)

Вот так обстоят дела с автостопом в Израиле. Тремп дает отличную возможность пообщаться с обычными израильтянами в комфортной для них обстановке, раскрутить их на какие угодно темы для разговора и узнать о тех сторонах израильской жизни, о которых вам никогда не расскажут гиды и путеводители.
Tags: Израиль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments